ПУБЛИЦИСТИКА

 

Олег Шеин

О ТЕКУЩИХ ЗАДАЧАХ ПРОФСОЮЗОВ "ЗАЩИТА"

 

Прошло более года  с момента вступления в силу нового Трудового Кодекса. Прошло более трех лет с момента избрания господина Путина президентом России. Можно взвешенно оценить ситуацию, перспективы нашей борьбы и, соответственно, наши задачи.

Я не случайно написал о Путине. Общая направленность государственной политики не может не отражаться на положении дел в рабочем движении, включая профсоюз "Защита". При Ельцине проходил беспорядочный грабеж. Разваливались предприятия. Не выплачивалась зарплата. Массовый характер приобрела безработица. Но суды принимали решения в пользу работников. Практически безбоязненно можно было прибегать к тактике рельсовой войны или захвата директоров.

При Путине настал грабительский порядок. Государство сейчас гораздо жестче борется с любыми проявлениями сопротивления. Речь не только о новом Трудовом Кодексе. Речь о тенденции к установлению авторитарного режима в интересах Большого Бизнеса. Причем в условиях, когда первичный передел собственности уже произошел, обогатиться этот Бизнес далее может в основном за счет:

-          приватизации остатков госсобственности (земля, железные дороги, энергетика);

-          сокращение социальных расходов, проводимое в целях снижения налогов;

-          сокращение реальной заработной платы.

Соответственно, вслед за ликвидацией КзоТ не позднее следующего года следует ожидать ликвидации "Закона о профсоюзах". Уже сегодня Рострудинспекция инструктирует работодателей о том, что нормы ст. 25 данного закона, по которым выговора в отношении профсоюзных активистов надо согласовывать с профсоюзами, якобы не работает. Возможно, следует ожидать законодательного ограничения числа членов профсоюзных комитетов. Отдельная тема - реформа заработной платы. Уже сегодня обозначены ее цели:

-          в производственной сфере перейти на почасовую оплату труда. При этом отменить оплату 2/3 тарифа за период вынужденного простоя. То есть, работников можно будет нанимать на два, три, семь часов в неделю и за остальное время не платить ничего;

-          в бюджетной сфере отказаться от государственных гарантий роста зарплаты. Оставить гарантируемый Правительством уровень в размере 600 рублей. Все остальное – на усмотрение регионов.

В случае победы на выборах "Единой России" дальнейшего законодательного наступления на права работников избежать не удастся.

Вместе с тем, новый Трудовой Кодекс, поощряя работодателей к наступлению на права работников, не мог не усилить классовой борьбы. Последний год происходит динамичный рост свободных профсоюзов. Сказанное относится и к "Защите труда". Успешный пример солидарности и решительности продемонстрировали авиадиспетчеры. Не вступая в соприкосновение с администрацией, только угрожая забастовкой, добились улучшения условий труда питерские докеры. Впервые за последние годы вспомнили о забастовках членские организации ФНПР. В первую очередь, следует вспомнить всероссийскую акцию протеста бюджетников и выступления коммунальщиков (Камчатка и др.). Вообще выяснилось, что в новом ТК оказалось заложено много внутренних противоречий, которые можно успешно использовать.

Всего один пример – работникам коммунального хозяйства запрещено бастовать из-за невыплаты зарплаты, но разрешено из-за отсутствия спецодежды.

Борьба сопровождалась и ужесточением ее форм. С нашей стороны – забастовки и перекрытия дорог. С той стороны – нападения на профсоюзных активистов "Защиты" в Астрахани и Воркуте, загадочная гибель лидера рабочего профсоюза СОЦПРОФ в Ачинске, кампания клеветы против наших кузбасских товарищей, многочисленные увольнения, выговора и депремирования.

 

Исходя из этого, и следует думать о том, как внести изменения в нашу работу. И какие именно.

 

Юридическая сторона

Нам явно не хватает грамотности. Это стало совершенно понятно во время съезда "Защиты труда" в Нижегородской области прошлой осенью. Кроме председателей первичек, которые на собственном примере, противостоят давлению и обращаются в суды, прокуратуру и прочее, остальные члены профсоюза, в своем большинстве, вряд ли обладают достаточными знаниями законов.

Между тем, сегодня именно знание тонкостей законов становится особенно важным. Новый ТК весьма запутан. Во многих случаях решение вопросов отдается на переговоры между профсоюзом и администрацией. Очень часто ошибочно поставленная (или непоставленная) подпись может привести к увольнению.

Времена правовой халявы закончились.

Нам нужно:

(1)                      в базовых регионах (Астрахань, Арзамас, Воркута, Кузбасс, Магадан) начать профсоюзную учебу. Для этого московскому центру следует разработать рекомендации обучения.  С обязательным применением ролевых игр. Меньше лекций. Совместный поиск правильного решения.

(2)                      Члены профсоюза должны оповещаться о проходящих судах товарищей, чтобы участвовать в них в качестве наблюдателей и учиться.

(3)                      Профсоюзам уделить особое внимание к приобретению юридической литературы. Конкретнее, не только ТК, но и Закона о профсоюзах, тарифно-квалификационных справочников и проч.

(4)                      Совету Сопредседателей надо организовать работу по обобщению наиболее нужных предложений в коллективные договора. Соответствующие материалы должны быть разосланы в регионы.

(5)                      Доводить до членов профсоюза правовую информацию по не-трудовым важным вопросам (как платить за ЖКХ и прочее);

(6)                      Копии всех судебных решений (или информацию о них) направлять в Московский центр. Даже если это отрицательные решения.

Отдельно скажу, что это – задача не только руководства "Защиты", но каждого члена профсоюза. Если Ваша жена или подруга (соответственно, муж или друг) – юрист или преподаватель права – его обязательно надо постараться привлечь. Вообще смотреть по сторонам, кто может помогать делом.

 

Административная сторона

Никакая грамотность не поможет при отсутствии четкой организации. Так как не будет единства.

Нам нужно:

(1)                       везде налаживать систему взносов. Профсоюз, не собирающий взносы при стабильной зарплате (если только это не новорожденная организация) – это не профсоюз. Взносы – вопрос в первую очередь не денег. В первую очередь это вопрос дисциплины и принадлежности к организации.

(2)                       Почаще собирать собрания первичек. В базовых регионах (Астрахань, Арзамас, Воркута, Кузбасс, Москва, Магадан) еженедельно надо проводить собрания представителей первичек. Предмет найдется всегда – обмен опытом, обмен проблемами, обмен предложениями.

(3)                       Исходить из того, что наиболее здоровый профсоюз – растущий профсоюз. Ориентироваться на вовлечение в организации более 50% работников.

(4)                       Понять, что защита от преследований возможна в первую очередь через вовлечение членов профсоюза в состав профкомов и цехкомов. Попытаться использовать механизм ротации.

(5)                       Разъяснять необходимость производственной и профсоюзной дисциплины. Не сожалеть при выходе из профсоюза лиц, склонных к пьянству на работе. Подписание любых объяснительных и проектов приказов – только после совета с профсоюзом.

(6)                       Везде входить в состав комиссий по колдоговорам. Это – вопрос легализации профсоюза.

(7)                       Стараться войти в трехсторонние комиссии при администрациях регионов. Это также вопрос легализации профсоюза;

(8)                       Не забывать о культурно-массовой работе. Отдых (спортивные соревнования, поход в горы, поездка на море, новогодние подарки, поздравления с юбилеями) создает привлекательный облик профсоюза.

 

Разъяснительная сторона

Московский центр в последнее время сумел в известной степени обеспечить профсоюз привлекательной атрибутикой – флагами и значками.

И то, и другое должно работать максимально эффективно. Значки должны использоваться не только на работе, но и на улице и прочее. Флаги – на всех социальных политических и профсоюзных мероприятиях. Стараться брать слово, давать интервью, выпускать специальные листовки под митинги.

Кроме того, в организациях численностью более 50 человек, обязательно надо налаживать выпуск профсоюзных листков и бюллетеней.

Учитывая, что все частные проблемы проистекают из общих, можно только приветствовать участие наших товарищей в избирательных кампаниях. При этом важно исходить из принципиальных позиций: опрокинуть правых и "центристов", провести своих кандидатов. Своих – в прямом смысле слова. Осторожно относиться к кандидатам, вспоминающим о рабочих перед выборами. Мы можем поддержать и союзника, но только с проверенной репутацией.

Главная задача осени – ни одного рабочего голоса "Единой России", СПС и ЛДПР.

 

 

 

 

 

Виктор Гамов

 

Класс против класса

 

В рабочее движение я вступил в июле 1991 года, когда номенклатура КПСС уже осваивала язык демократических ценностей.

С тех пор моя партийная работа проходила в тесном контакте с рабочим движением, и я, в отличие от многих товарищей, его знаю изнутри. Естественно, у меня, как сопредседателя "Защиты", возникает вопрос: в чем причина разительного несоответствия нищеты рабочего класса России и его подавленности, его рабского положения, с одной стороны, и такой слабой активности в выступлениях - с другой? Посмотрите статистику. Статистика свидетельствует, что забастовочная активность рабочего класса и количество забастовщиков в России последнее время (с 1998 года) неуклонно снижаются. Кто-нибудь может сказать, что в целом положение рабочего класса улучшается? - Противоречие. А тем не менее, статистика ярко свидетельствует о снижении активности выступлений. Второе противоречие. Почему при наличии мощнейшего центра - ФНПР нет такого активного сопротивления, как на Западе? А ведь на Западе нигде нет такого мощного центра, как ФНПР. Нет даже такого, среднего по величине центра, как отраслевые профсоюзы. Там нет такого. Там максимальное количество состоящих членами профсоюза в среднем 15 процентов. А посмотрите выступления рабочего класса во Франции, в Германии, в Соединенных Штатах и в России - день и ночь. Опять противоречие. Это противоречие не дает покоя, сидит в головах, не только в моей голове, сидит в голове всех, кто занимается проблемами рабочего движения.

В июне 2002 года я встречался в Москве с сотрудниками Пенсильванского университета, занимающимися рабочим движением России и мира. Они задавали нам вопросы из-за рубежа. Мы сказали: приезжайте в Россию. Вот я с ними долго-долго беседовал. Что оказалось? Этот вопрос мучает их на протяжении многих лет: почему такое противоречие - явное, необъяснимое, вопиющее?

Мы должны это понять. Это противоречие мучит многих людей во всем мире - почему Россия оказалась в положении стран, где люди позволяют обращаться с собой как со скотом? Почему в Москве, в столице, здесь, рядом с нами, существует масса людей на бесправном положении, которые ночуют в каморках , и никто не поднимет голову. Или Украина с Белоруссией - там такое же положение. Почему парламентские политические партии, профсоюзы - никто не встает на защиту этих людей? Вот противоречие.

Естественно, выдвигаются оценки, объяснения этих причин. Я лично нахожусь в контакте с разными отрядами российского рабочего движения, с европейским профсоюзным движением, во всяком случае, мое имя, как представителя "Защиты", знают и в России, и в Европе, и даже американцы. И я с болью вам сообщаю, как смотрят европейские профсоюзные деятели на всю эту никчемность российского рабочего движения. Они говорят так: российский рабочий класс - это масса трусливых негодяев, которые не могут защитить свои собственные семьи и своих детей. Они трясутся от страха даже в те моменты, когда западный рабочий, например, германский или французский, воспринимает с юмором угрозу какого-то там начальника кого-то в два счета уволить. Так вот, российский рабочий от страха трясется, когда ему это скажут. Это одна, ИХ точка зрения, весьма пессимистичная.

А вторая ИХ точка зрения (видите, как они о нас заботятся!): российское рабочее движение потому так слабо и так ничтожно - а это справедливо: оно ничтожно по сравнению с Европой, - потому что здесь существовала эта административная система, которая напрочь выбила из сознания людей способность и желание бороться за свои права. И спасибо капитализму, который научит рабочих России защищать свои права.

Теперь сообщаю нашу точку зрения "Защиты", так сказать, оптимистичную. Я работаю сопредседателем "Защиты" с 1996 года и докладываю: вот это все - и пессимистическая, и оптимистическая оценки нашего рабочего движения - они не имеют связи с реальной действительностью. Я спросил американцев в качестве ответа на их беспокойство: почему Америка, которая ведет "куриные войны" против России, почему она не призывает к ответу правительство Российской Федерации за нарушение ратифицированной ею 87-й Конвенции МОТ? Что такое 87-я Конвенция МОТ? Это одна из основополагающих конвенций Международной организации труда, которая говорит, что не может называться профсоюзной организацией та организация, в которой наемные работники присутствуют вместе с работодателями или их представителями. Обратите внимание: до сих пор ни одно западное правительство во всех обвинениях против России в нарушениях демократии не использует это грозное оружие. Нам ясно, что ситуация, когда Сталин ратифицировал эту Конвенцию, была совсем другая. Была Советская Конституция, и в ней было записано: все общее, народное, от министра до рабочего - все собственники. И была определенная система гарантий, которая давала возможность каждому сособственнику получать блага от использования этой собственности. Если бы сегодня в России положение было таково, что нет работодателей и хозяев, то сегодняшние российские профсоюзы (ФНПР) - как раз самое лучшее дело. Но ведь сейчас капитализм! А старое положение вещей о том, что "все в одной лодке", действует во всех уставах всех профсоюзов, по крайней мере, абсолютного большинства, кроме "Защиты" и некоторых других. Вот вам ответ. Это главный ответ: почему ничтожно рабочее движение России? Если кого-то не убеждает анализ логический, то поверьте мне, как практику, что главный враг классовых профсоюзов "Защита" на производстве - это не администрация, это их холуй, хозяйские профсоюзы - вот кто является главным врагом. А почему они хозяйские? А потому, что все управление идет практически из директорского кабинета. Эти профсоюзы не только защищают хозяйские интересы, они борются за свое место при хозяине. Отдельные исключения общей картины в России не изменяют. Россия - единственная страна, где существует профсоюзная система, сидящая в психике, традициях, которые каждый день уничтожают любую попытку к сопротивлению хозяину.

А что американцы мне на это сказали?

Они не понимают, как это так может быть. Но обещали соответствующую деятельность в Америке развить, чтобы там правительство все-таки Путина на суд потащило. По моей просьбе ту же самую работу провел европейский профсоюз. Посмотрим, что из этого выйдет. В настоящее время в наших отношениях с профсоюзами Европы сложилась ситуация, при которой только "Защиту" они признают профсоюзами в России. Только "Защиту". Они могут знать и признавать правильность действий отдельных профсоюзных комитетов ФНПР и отраслевых профсоюзов, но как Российскую профсоюзную объединенную структуру они признают только "Защиту" и СОЦПРОФ. В этих условиях основная задача российского рабочего движения и всех людей, и прежде всего коммунистов, которые работают в рабочем движении и стараются выполнить основное назначение Коммунистической партии - объединить и организовать рабочий класс, - четко осознать, кто является врагом рабочих именно там - на производстве, в цехах, на заводах, в учреждениях?

Кто является врагом? Если кто-то хочет получить какую-то информацию, взятую из нашего опыта, мы дадим массу примеров. Здесь сидят люди, которых сажали только за то, что они организовали еще не действующий профсоюз "Защита". Они (наши классовые враги) уничтожают сразу тех людей, которые еще только потенциально опасны, только начинали организовывать "Защиту". И то, что понимаем мы, и то, что понимает российская буржуазия, к сожалению, не понимают очень многие товарищи, в том числе в нашей партии (РКРП-РПК). Они до сих пор ходят "туда-сюда", работают "и там и сям", а в результате - спад. Приведу такой пример. Я в июле по просьбе шахтеров (я человек работающий, но не могу себе позволить так просто поехать - получил деньги в профсоюзе. Вообще вся наша деятельность финансируется нашим профсоюзом "Защита") поехал в Донецк Ростовской области. И подтвердилось то же самое, что и несколько лет назад: нет никакого забитого, рабского рабочего класса! Российский рабочий класс - не забитый и не рабский. Так думают те, кто только смотрит на снижение количества забастовок, забастовочной активности. Они не понимают, что снижением забастовочной активности российский рабочий класс показывает, как ни странно, рост своей классовой сознательности. В 98-м, в разгар рельсовой войны, я писал, что это было последнее выступление российского рабочего класса, когда ФНПР удается собирать миллионные толпы, а они тогда действительно собирали массы людей. И вот российский рабочий класс доказал, что их больше не будет под управлением этих желтых профсоюзов. Задача формулируется очень просто: класс против класса, буржуазия - против рабочего класса. Значит, мы должны в противовес суду, прокуратуре, полиции, милиции - создать организацию рабочего класса. Кто знает рецепт, посредством которого можно создать рабочие организации помимо профсоюзов, кто знает этот рецепт, пожалуйста, сообщите мне. Я уйду на этот, на другой фронт, где будет легче и проще создать эффективные рабочие организации. Но я лично - а я создавал Советы рабочих, потом классовые профсоюзы - я понял: сейчас фронт один - все рабочие организации можно создать только на базе профсоюзов, в Уставе которых написано: ни один представитель администрации не допускается в состав этого профсоюза. Ни один - вплоть до мастеров. Так вот, в Донецке, когда я туда поехал по просьбе шахтеров Донецка, я эту картину еще раз увидел. И довожу до сведения тех, кто говорит, что какие-то там ФНПРовские профсоюзы защищают кого-то. В Донецке я не встретил ни одного шахтера - а я там 4 дня был с утра до вечера - для которого не было бы аксиомой, что это хозяйские профсоюзы и там разговаривать с ними нечего. Из 6 шахт Донецка закрыто 5. Я им сказал: возьмите нашего российского мужичка, которого жареный петух уже клюнул, и я объясню ситуацию. И я с ними общий язык нашел. А вот интеллигенция никак не понимает, почему российский рабочий класс не выступает.

Проанализируем перспективу и посмотрим вперед. Почитайте в новом Трудовом кодексе - что там написано о забастовках? Записана очень простая вещь. В отличие от предыдущего КЗоТа, здесь сказано, что решение о забастовке возможно только в рамках предприятия, то есть всего юридического лица в целом. Здесь уже все ясно. Ясно, что это означает. Второе. Чтобы начать забастовку, надо собрать 75 процентов голосов рабочих. Объясняю: фактически ФНПРовские отраслевые профсоюзы пришли к своему логическому концу - забастовочная борьба для них закончилась. Эти 75 процентов они никогда не соберут. Никогда эта агентура администрации не примет решения о начале забастовки. Рабочие могут голосовать как угодно и сколько угодно, но комитет профсоюза ФНПР и отраслевой никогда не пойдут против хозяев. Не для того власть оставила в распоряжении Шмакова и компании профбоссов собственность советских профсоюзов на 8 млрд. долларов (!), чтобы он с ней боролся. В лучшем случае он имитирует борьбу за интересы людей труда. Значит, наступает время, когда мы должны вступать в дело. Вне закона и против закона, несанкционированные, так называемые дикие забастовки, радикальные лозунги. Дикие забастовки - это значит нужно их проводить организациями, в которых нет агентов влияния. Это знают все деятели рабочего движения всего мира. Значит, хотите вы или не хотите, если вы собираетесь бороться с капиталом в современной России, вы должны создавать рабочие организации. Это азбука.

Наши ближайшие главные задачи, коротко говоря, - строить организации, невзирая ни на что, потому что массовый рабочий теперь уже попал в такое положение, что уже никакая демагогия его сбить с толку не сможет. Либо он создаст свои организации, либо его раздавят, принизят до положения рабочего скота. Первое направление - развивать систему независимых от работодателей рабочих организаций. Второе - растить кадры, профессиональные кадры рабочих лидеров.

Конкретно могу предложить следующее. Наша профсоюзная организация имеет десятилетний опыт борьбы вместе с партией. Мы все бы сделали гигантский шаг вперед, если бы в каждом регионе члены партии осознали, что вести борьбу против государства такими путаными и случайными людьми - это пустое занятие. Нужно строить профессиональные структуры. Мы, наша профсоюзная и партийная организации, могли бы на наши деньги принять, разместить, накормить, обучить рабочий актив азбуке борьбы, навыкам, накопленным за 12 лет. Это будут те командиры, которые возглавят классовые отряды, из которых в будущем сложится классовая армия. Иначе в войне "класс против класса" не победить.

 

 

 

 

Владимир Воробьев

 

КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?

             

Не просто сейчас найти предприятие, где люди трудились бы в полную силу. Большинство предприятий замирает, станки смолкают, в том числе и современные высокопроизводительные. Объясняя это, руководители предприятий, административные органы управления городами чаще всего ссылаются на нехватку денежных средств, отсутствие рынка сбыта, то есть, как бы оправдывают своё бездействие в упущении возможности рациональной организации работы предприятий. Практика давно показала, что именно бездеятельность административного аппарата на предприятиях и в организациях приводит к упадку, к развалу и ликвидации предприятий обладающих огромным потенциалом. По этому, в каждом конкретном случае нужен свой технический и экономически грамотный подход. Его необходимо находить, но не в ущерб трудовому коллективу и не на благо самого руководителя, а для пользы общего дела, для прогрессивного развития предприятия или организации.

Прогрессивную идею можно претворить в жизнь без особых трудностей. Аналоги имеются, возможны их изменения. Это, например, деятельность Выборгского ЦБК, за последние годы. Приведу одну из цитат журнала «Альтернатива»: «Среди конкретных форм самоорганизации были и СТК, и стачкомы, и новые профсоюзы, и старые профкомы, и Комиссии по трудовым спорам, и даже женсоветы (о последнем скажем особо, ибо трудно переоценить роль женщин в протестном движении; на ЦБК именно этот орган (40 человек) был особо конструктивным и деятельностным, и именно его активистки сыграли большую роль в налаживании социальной жизни на комбинате до его захвата».

Самоорганизация рабочего класса на ЦБК позволила не только решать проблемы социального характера, но и производственные, а в последствии и противостоять

силам «новых хозяев жизни». Немало поучительного есть в работе трудовых коллективов ЛМЗ, ЩКХ, ТМЗ, КЦП, ЯМЗ, где принцип открытости рабочих соблюдался на всех предприятиях без исключения. Сегодня, в условиях жёсткого экономического кризиса

нависшего над Анжеро-Судженском трудящиеся должны подумать о солидарности, об открытости, гласности. Без этих трёх составляющих борьба отдельных групп, как и предприятий в целом не увенчается успехом. Один из таких примеров может являться сокрытия фактов, которые приводят к недопониманию или просто не вере в силу

коллектива: речь пойдёт о бывшем руководителе КПРФ города Анжеро-Судженск Ю.Н. Кочетове, ставшем после «рельсовой войны» директором завода железобетонных изделий.

Главным следственным управлением при ГУВД Кемеровской области, прокурором, старшим советником юстиции Н. М. Кравченко 26 июля 2002 года подписано постановление о возбуждении уголовного дела и принятия его к производству. Следователем СУ при ГУВД, майором юстиции С.Л.Голуб рассмотрено сообщение о преступлении поступившее из ОБЭП УВД Анжеро-Судженска 24 июля 2002 года. Установили: Ю.Н. Кочетов в период с января 2002 года по июнь 2002 года работая в должности директора ГУП АЗЖБИ в г. Анжеро-Судженске, исполняя управленческие функции, вопреки законным интересам этой организации, давал распоряжения о выпуске и реализации неучтённой продукции деньги за которую в сумме 1 млн. 614 тыс. 813 рублей 48 копеек по кассе ГУП АЗЖБИ оприходованы не были, чем был причинен крупный ущерб данной организации. Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления предусмотренного п. б ч. 3 ст. 160 УК РФ. Постановил: Возбудить уголовное дело по признакам преступления предусмотренного п. б ч. 3 ст. 160 УК РФ. Уголовное дело возбудить в отношении Кочетова Юрия Николаевича. Коллектив трудящихся завода, питая надежды на помощь исполнительной власти, сделал шесть обращений в разные инстанции Кемеровской области о пресечении противоправных действий со стороны директора. Однако на сегодняшний день Ю. Н. Кочетов так и работает директором, при этом терроризирует коллектив. А заслуга в этом бывшего главы города В.А.Ившина, который, не смотря на все обращения коллектива, обратился в комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и попросил не отстранять Ю.Н.Кочетова от занимаемой должности. Это ещё один из примеров, как защищает рабочих исполнительная власть, которую мы с вами выбираем. Мириться с этим мы попросту не должны.

Вторым примером может служить один из случаев произошедших в системе образования города Анжеро-Судженска. Этот пример можно отнести к разряду услужливости отдельных лиц перед своим непосредственным начальством, которое и без их услуг могло обойтись, но только в том случае если, против административных органов не стоит организованный коллектив трудящихся. В системе образования города действует принцип, каждый сам за себя, топи любого, лишь бы выплыть самому. Профсоюз ФНПР, как правило, в любом случае занимает позицию защиты администрации. Таким образом, выясняется, (в судебном процессе по восстановлению на работе) что сами трудящиеся образовательных учреждений пошли на подлог фактов, по просьбе вышестоящего руководства о распитии спиртных напитков в рабочее время, которое привело к последствиям нарушения прав и свобод ребёнка. Однако, каждый кто свидетельствовал о случившемся, клевеща на своего сослуживца подтвердил свою виновность в том, что сам принимал активное участие в распитии спиртных напитков.

На мой вопрос, о том, видели они как их сослуживец выпивал, ответить не смогли. По этому в данном случае наступает ответственность согласно «Закона об образовании» статья 56 пункт 3 об увольнении педагога, за однократное грубое нарушение. В надежде на то, что администрация поможет это - иллюзорное представление, так как в данном случае, действие, нарушающее права и своды относятся не к гайкам или строительным материалам, а к ребёнку достигшем 2-х летнего возраста. Однако инспектора и руководитель управления образования считают, что меру наказания должен применять руководитель данного образовательного учреждения. Управление образования просто отмахнулось от данного факта, как от назойливой мухи. Это их позиция по защите прав ребёнка, которого кормят морковными котлетами вместо мясных. На сегодняшний день, питание в дошкольных учреждениях Анжеро-Судженска на первом месте в Кузбассе в худшую сторону. Приведу один из ответов: «Департамент

образования Кемеровской области в связи с обращением помощника депутата Государственной Думы РФ Воробьёва В.П. о неудовлетворительной организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях Анжеро-Судженска сообщает следующее. По информации И.О.Главы города Готфрид А.В. начальника управления образования Карасёвой В.И. в октябре 2002 года сложилась трудная ситуация с финансированием

расходов образовательных учреждений на питание учащихся и воспитанников». На сегодня питание в чём то улучшилось, тем не менее необходимо рассматривать этот вопрос и не за счёт увеличения оплаты за содержания детей в дошкольных учреждениях, а за счёт финансирования из бюджета, так как, подрастающее поколение это огромный потенциал нашей Родины. Следовательно, стоит подумать об этом.

Нельзя ограничиваться своим личным, а вместе всем решать эту проблему и не надеется на исполнительную власть, которая и так превратила людей в рабов и исполнителей их желаний.

 

 

 

 

Олег Шеин

 

Правительственная реформа зарплаты

Правительство в лице министра труда, наконец, разрядилось “Концепцией реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы”.

Реформирование системы, конечно, нужно. Ни один нормальный человек не согласится с той обрезанной сеткой, которую власти ввели год назад, сделав невыгодным и бессмысленным всякое повышение квалификации.

Но реформирование в нашей стране все последние 15 лет идет только в одном направлении: распада, развала и бесконечного обнищания трудящихся, включая и без того всегда небогатое учительство, медработников и особенно бедных работников культуры.

Что же до инициатив А.Починка, то создается впечатление, что различные ведомства в Правительстве начали участие в каком-то капиталистическом соревновании по отмене уцелевших социальных гарантий. Еще недавно призовое место в этом состязании явно доставалось Госстрою, предпринявшему попытку ликвидировать льготы ветеранам, но Александр Петрович явно решил всерьез побороться за лавры.

Что же предлагается?

В скрытой форме проводится идея сокращения штатов. Смотрите: “для пересмотра и совершенствования норм и нормативов по труду необходимо провести инвентаризацию действующих материалов и разработать новую полноценную нормативную базу с целью определения трудозатрат и оптимизации численности работников организаций бюджетной сферы”. Оптимизация, в переводе с бюрократического языка на общечеловеческий, в девяносто пяти случаях из ста означает ни что иное как увольнение “лишнего” персонала.

Часть работников предполагается перевести на срочные контракты.

Это еще не все: “потребуется утверждение нового порядка тарификации и аттестации по всем категориям персонала”, включая разработку “квалификационных характеристик и квалификационных требований к должностям работников”.

При этом уровни заработной платы руководителей “по индивидуальным условиям предусматриваются в пределах фонда заработной платы без ограничения максимальными размерами”.

Теперь самое интересное: “предусматривается расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов”.

Иначе говоря, размер зарплаты (тарифной ставки) в школах, поликлиниках и библиотеках будет устанавливаться регионами и муниципалитетами.

Ничего не требуется даже и комментировать, достаточно привести цитату: “Правительством Российской Федерации… устанавливаются отраслевые системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, финансирование которых производится из федерального бюджета. Отраслевые системы оплаты труда, установленные на федеральном уровне, могут быть рекомендованы для применения субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления”.

Могут быть рекомендованы

Единственная гарантия, которую берет на себя Правительство – выплату бюджетникам 450 рублей минимальной зарплаты: “в качестве федеральной гарантии в оплате труда работников организаций бюджетной сферы сохраняется минимальный размер оплаты труда”.

При этом, правда, указывается, что новые тарифные ставки и должностные оклады, вводимые теперь на местном уровне, не могут быть ниже действующих, но совершенно понятно, что это – пока. Пройдет год-другой, инфляция съест реальные деньги, а вот задача повышения заработной платы перед правительством исчезнет. И если сельсовет, на территории которого работает нефтяная вышка, окажется в состоянии поднять заработок, то в соседнем районе это будет просто невозможно.

Все это предлагается сделать с 1 января 2004 года. Есть, правда, некоторое препятствие. Нужно отменить федеральные законы “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” и “О тарифной ставке (окладе) первого разряда”, а также внести изменения в Трудовой кодекс. Так что без голосования в Думе не обойтись.

Практика показала, что уже за год до выборов учительство, медицинские работники и работники культуры смогли объяснить депутатам, что их решения может повлечь за собой некоторые последствия для них же. В результате попытка правительства с 1 октября 2003 года отменить 25%-ную надбавку за работу в сельской местности была похоронена, причем в похоронах участвовали даже правые и “Единство”.

Предстоит отразить гораздо более серьезную атаку – попытку правительства вообще отказаться от всякой ответственности за размер заработной платы и полностью переложить ее на обобранные до нитки регионы. Опыт есть, дело – за солидарностью и коллективными действиями.

 

 

 

УГОЛОК ЮРИСТА

 

С. Клевер

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ТК

 

По ходу событий проявляются отдельные моменты, позволяющие по особому осмыслить те или иные нормы нового ТК.

Хотелось бы остановиться на нескольких эпизодах:

1. увольнение по состоянию здоровья.
  Ранее, как известно, оно проводилось на основании ст. 33 п. 2 КЗоТ РФ и согласовывалось с профсоюзом. Теперь существует три вида увольнений в связи с плохим здоровьем:

(а) отказ от предоставления другой работы работника, нуждающегося в ней в соответствии с медицинским заключением (ст. 77 п. 8). При этом следует отметить, что увольнение происходит также при отсутствии в организации соответствующей другой работы;

(б) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 81 п. 3а). Как можно заметить, здесь работодатель вправе никакой другой работы не предлагать, а уволить человека сразу;

(в) признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (ст. 83 п. 5).

Несложно увидеть, что (а) и (б) являются дублирующими пунктами, то есть работодатель может и не предлагать другую работу человеку, а уволить его сразу по ст. 81 ТК РФ. Понятны и выводы: избежать такого увольнения возможно лишь если в медицинском заключении не просто написаны противопоказания, но при этом прямо сказано, что работник нуждается в предоставлении иной работы. Так что нужно договариваться со врачами.

2.        Коллективные переговоры.

По новому ТК правом на коллективный договор обладают профсоюзы, включающие в свой состав не менее 50% коллектива, или, если такого профсоюза в организации нет, получившие поддержку конференции трудового коллектива.

Но право на заключение коллективного договора ничего не имеет общего с правом на начало переговоров.

Согласно ст. 36, представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Получив уведомление, администрация или профсоюз обязаны в семидневный срок переговоры начать.

Однако, ст. 29 ТК РФ "Представителями работников: являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом". Причем, коллектив вправе обратиться к "иным представителям" лишь в случае, когда в организации отсутствует "первичная профсоюзная организация, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников".

Обратите внимание на единственное число применительно к профсоюзу! В ст. 37 ч. 3 сказано, что если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

Иначе говоря, если в организации работает 700 человек и есть два профсоюза численностью 15 и 60 человек соответственно, то ни о каком СТК не может быть и речи. Коллектив должен выбрать между двумя профсоюзами или вообще остаться без колдоговора.

Возвращаясь назад, к ст. 36 и ст. 29 несложно увидеть, что для начала переговоров не обязательно, чтобы в профсоюзе состояло более половины коллектива. Работодатель все равно обязан вступить в переговоры в семидневный срок. Другое дело, что в ходе переговоров за три месяца профсоюз должен подтвердить свои полномочия конференцией, чтобы выступать от более чем 50% работников и иметь право на коллективный договор.

В таких условиях алгоритм действий для малого профсоюза представляется таким: выйти с инициативой проведения переговоров по заключению (или изменению - там такая же процедура) коллективного договора к администрации, указав, что она обязана в недельный срок вступить в переговоры. Направить письмо с предложением о создании единой комиссии в более крупный профсоюз. Свой проект колдоговора, заранее подготовленный, изложить в виде малотиражной газеты или листовки, раздав по участкам и призвав к конференции.

Администрация, как следует из ст. 36 ч. 2, за стол переговоров просто обязана будет сесть. И обсуждать именно наши предложения по колдоговору. Что же до профсоюза ФНПР, то в случае его отказа от создания единой комиссии не составит особого труда объяснить работникам суть этого профсоюза, который отказывается от обсуждения выгодных работникам предложений, которые выдвигаем мы.

Может возникнуть вопрос: а если в организации уже есть колдоговор? Может быть, не оптимальный, но сохранивший советские черты в хорошем смысле этого слова? Не разрушит ли его инициатива по ведению коллективных переговоров?

Не разрушит. Мы может предложить не новый колдоговор, а новую редакцию старого. И те пункты, которые администрации в старом не нравятся, останутся все равно, так как в протоколе будет написано, что согласия по вопросу об изменении этого пункта не достигнуто и все остается по-прежнему.

 

 

 

Яна Астахова

Как общаться с милицией

 

Начну, пожалуй, с анекдота. Сидит мужик в милиции и спрашивает у дежурного милиционера. Скажите, а я имею право…? - тот отвечает - конечно, имеете. И значит, я могу…? Конечно, не можете.

Из 137 статей Конституции РФ, 48 посвящены «правам и свободам человека и гражданина».   Тем не менее, любой здравомыслящий человек на вопрос о правах вполне резонно заметит, право есть у того, у кого есть деньги и власть, что бы его реализовать. Не споря с очевидным, мы все же начинаем серию публикаций о  возможностях защиты своих прав, предоставляемых нам нашим убогим законодательством. 

 

Итак, с чего начинается любое общение с сотрудниками правоохранительных органов? Правильно с документов, причем не ваших. Очень важный момент, от которого может в будущем очень много зависеть. Прежде чем выполнить любое требование сотрудника   правоохранительных органов попросите у него документы, представиться он обязан. Если «товарищ» достал удостоверение и быстро спрятал, не стесняйтесь, попросите показать еще раз, в свою очередь не спеша,  достаньте ручку, блокнотик и  старательно запишите; номер удостоверения, ФИО и звание. После этого милиционер,  скорее всего, будет вести себя более аккуратно,  а вы в случае чего будете иметь реальную возможность создать ему массу неприятностей. На его просьбу показать ваши документы, можно вежливо поинтересоваться на каком основании он этим интересуется, так как в законе о милиции четко оговорены случаи, при которых он имеет право просить Вас предъявить документы.

П.2 ст. 11 Закона о милиции  так определяет права милиционеров «проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения…»  Если этих оснований нет или они недостаточны, то проверять у Вас документы он не имеет право.

Если сотрудник не  растерялся  и начинает рассказывать Вам о том, что отсутствие у Вас паспорта это административное правонарушение не верьте. В новом КоАП, есть только одна статья 19.15 в которой говорится о незаконности проживания без паспорта, а не передвижения без оного. 

Если ваш собеседник, «восхищенный» вашими познаниями  начинает быть не сдержанным, напомните ему о существовании ст. 130 Уголовного кодекса РФ (это оскорбление) и ст. 286 УК РФ (превышение служебных полномочий) и намекните на диктофон в кармане и парочку свидетелей за его спиной.  Как правило, упоминание о службе собственной безопасности, очень благотворно влияет даже на самые тяжелые характеры.  

На предложение показать ему содержимое вашей сумки реакция должна быть однозначна. Ставите сумку перед милиционером и, не открывая ее, предлагаете ему самому посмотреть, что в ней. Не один человек в здравом уме не согласиться на ваше предложение. Личный досмотр граждан производится только в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр,  досмотр вещей проводится лицом одного пола в присутствии 2-х лиц того же пола и с обязательным  составлением протокола (ст. 27.7 КоАП РФ). Если обозначенный порядок нарушен вы смело можете жаловаться и требовать привлечения сотрудника к ответственности  и компенсации морального ущерба. Если же порядок соблюден, но не имело место совершение административного правонарушения, то милиционеру достаточно сложно будет объяснить своему начальству причину своего интереса к Вашим вещам. Как правило, после Вашего отказа самому вытащить свои вещи, инцидент исчерпывается и сотрудник п.о. больше не возвращается к этой теме.

Если Ваша увлекательная беседа все-таки привела Вас в милицейский «обезьянник», не пугайтесь, а спокойно вспоминайте содержание этой статьи. Первое, Ваше задержание возможно только в исключительных случаях, а именно: п. 1. ст. 27.3 КоАП РФ, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении…

Постарайтесь убедить дежурного занести Вас в тетрадь учета задержанных, если вы потом будете жаловаться, эта запись будет служить доказательством вашего незаконного задержания.  Постарайтесь узнать фамилию дежурного, запишите ее. Если он откажется представляться, ничего страшного, запомните дату и время вашего задержания, выяснить его фамилию будет достаточно просто.

Административное задержание возможно только до 3-х часов, за исключением случаев:

1.                   Если вы задержаны при незаконном переходе государственной границе

2.                   Если вы нарушили таможенные правила

3.                   Если невозможно установить Вашу личность

4.                   Для  выяснения обстоятельств правонарушения

5.                   Если вы совершили правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

В этих случаях задержание возможно до 48 часов (ст.27.5 КоАП РФ). По Вашей просьбе  в кратчайший срок, о Вашем задержание должны быть уведомлены Ваши родственники  и защитник (п.3. ст.27.3. КоАП РФ). Просьбу об информирование этих лиц лучше всего озвучить как можно раньше.

Право на защитника или представителя вы имеете с момента составления протокола об административном правонарушении, или с момента задержания.

Еще одно важное правило, не поддавайтесь на провокации. Очень часто, если нет реальных поводов к Вашему задержанию, но оно состоялось, милиционеры пытаются его как-то обосновать, провоцируя Вас на нарушения. Не отвечайте на оскорбления, оскорблением, спокойно улыбайтесь и вспоминайте статью 130 УК РФ. Не берите в руки посторонние предметы. Не в коем случае не лезьте в драку, даже если Вас на это откровенно провоцируют. Если Вас бьют,  скажите что вы инвалид и легко можете умереть от побоев.  (даже если вы здоровый мужчина). Если появилась кровь, постарайтесь испачкать ею как можно больше предметов вокруг себя. Не отвечайте на удар ударом, за это можно получить срок.

При составлении протокола о задержание, попросите его заполнять собственноручно, что бы избежать фраз двойного толкования. Обязательно внесите туда все нарушения допущенные сотрудниками, в т.ч. отказ сообщить родственникам о Вашем задержание, или нежелание разъяснить Вам ваши права и обязанности. Прежде чем подписывать  протокол очень внимательно,  не торопясь, прочитайте его. 

Жаловаться надо в прокуратуру по месту совершения в отношении Вас противоправных действий, заявления принимаются в любом виде, устном или письменном, можно по почте.  Постарайтесь свои слова подтвердить свидетельскими показаниями, как правило, в таких делах наличие свидетелей играет решающую роль.

 

 

 

Прецедентное решение Верховного Суда РФ о неправомерности запрета гражданам со стороны властей на проведение уличных акций (пикетов, собраний, митингов, демонстраций и т.п.).

 

Верховный Суд

Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

 

Председательствующего - Кнышева В.П.

 

Судей - Зелепукина А.Н., Кебы Ю.Г.

 

рассмотрела в судебном заседании от 27 декабря 2002 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на постановление судьи Урайского городского суда от 7 мая 2001 г., определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26 июня 2001 г. и постановление президиума Суда Ханты-Мансийского автономного от 16 августа 2002 г. по делу о привлечении к административной ответственности Смердова С.Д. и Вахонина А.И. на основании ч.2 ст.166-1 KОAП РСФСР,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П. объяснения Смердова С.Д. по доводам протеста, заключение прокурора Засеевой Э.С., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

первичная профсоюзная организация «Магистраль» направила в администрацию г.Урай Тюменской области уведомление о проведении демонстрации и пикетирования здания Урайского УМН 1.05.2001 г.

Распоряжением главы местного самоуправления г. Край от 24.04,2001 г. №264p в проведении демонстрации и пикетирования отказано в связи с тем, что вступившим в законную силу решением Урайского городского суда от 4.05.2002 г. создание первичной профсоюзной организации «Магистраль» признано не соответствующим закону.

Несмотря на указанное распоряжение 1.05.2001 г. Смердов С.Д. и Baхонина А.И.

как члены названной профсоюзной организации провели демонстрацию, за что постановлением судьи Урайского городского суда от 7 мая 2001 г. привлечены к административной ответственности на основании ч.2 ст.1бб-1 КОАП РСФСР и на них наложен штраф в размере 300 руб. с каждого.

Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25 июня 2001 г. постановление судьи оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15 августа 2002 г. отклонен протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а судебные постановления оставлены без изменения.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Привлекая Смердова и Вахонина к административной ответственности по ч.2 ст.166-1 КОАП РСФСР, в соответствии с которой нарушение порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо иного публичного мероприятия, а так же участие в них при отсутствии признаков преступления влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, или исправительные работы на срок до двух месяцев с удержанием до 20 процентов заработка, судья исходил из того, что, несмотря на отказ местного органа исполнительной власти в проведении демонстрации и пикетирования, указанные лица провели демонстрацию 1.05.2001 г.

С таким выводом согласился Президиум Суда Ханты-Мансийского автономного округа.

Между тем, в силу ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно ст.19 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1992 г. впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

Таким образом, действующие нормативные акты предусматривают не разрешительный, а уведомительный характер проведения гражданами митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

Как видно из материала об административном правонарушении, Смердовым и Вахонинам данный порядок соблюден.

Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации до принятия соответствующего закона Российской Федерации пролонгировано действие на территории Российской Федерации Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР», согласно п.6 которого исполнительный комитет Совета народных депутатов запрещает собрание, митинг, уличное шествие или демонстрацию, если цель их проведения противоречит Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

Таких оснований для запрещения демонстрации и пикетирования при рассмотрении материала об административном правонарушении судьей не установлено.

При таких обстоятельствах с выводом судьи о том, что Смердов и Вахонин совершили административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.166-1 KОAП РСФСР, согласиться нельзя.

Поскольку постановление судьи нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

Согласно п.1 ст.227 того же Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствие события и состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст.227. п.3 ст.273, ст.274 КОАП РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

постановление судьи Урайского городского суда от 7 мая 200l г., определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26 июня 2001 г. и постановление Президиума Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 1б августа 2002 г. отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

 

Верховный Суд РФ

Судебная практика

 

Помимо Трудового Кодекса, Закона "О профсоюзах" и других принятых Думой документов есть еще большая судебная практика. И для местных судов пример вышестоящего – областного, а особенно, Верховного суда, имеет подчас определяющее значение.

Многие, наверное, помнят, как в 1996 году Верховный суд признал законной приостановку работы при задержке зарплаты. Приостановку работы без всяких предупреждений и процедур. После чего можно было спокойно отбивать нападки директоров и особо ретивых прокурорских работников, просто демонстрируя им решение Верховного суда.

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на Постановление Пленума Верховного Суда от 22 декабря 1992 года № 116 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров".

Оно хотя и старое, но действующее. Особенно в тех пунктах, которые не противоречат новому Трудовому Кодексу. Перечислим их:

 

Перезаключение срочного контракта

П.3 "Администрация не вправе без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа отказать работнику в заключении договора (контракта) на новый либо неопределенный срок, если численность или штат работников не сокращается".

 

Оплата за прогул при отказе в предоставлении работы

П. 3. "Суд вправе удовлетворить требование об оплате времени вынужденного прогула, вызванного необоснованным отказом в приеме на работу".

 

Рассмотрение исков при пропуске срока давности

П. 8 "Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска срока на предъявление иска. Признав причины пропуска срока исковой давности уважительными, суд восстанавливает этот срок. Если суд, всесторонне изучив материалы дела, установит, что срок для обращения с иском пропущен по неуважительной причине, он отказывает в иске".

 

Когда можно менять существенные условия труда

П. 14-1. "Администрация обязана представить доказательства, подтверждающие, что изменение существенных условий труда явилось следствием изменений в организации труда или в организации производства, например, изменениями в технике и технологии производства, совершенствованием рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизацией производства".

 

Материальная ответственность

П. 30. "Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей составляет для работника его основную трудовую функцию, что оговорено при приеме на работу, и в соответствии с действующим законодательством с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности, отказ от заключения такого договора без уважительных причин необходимо рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае отказа работника от заключения договора по уважительным причинам, администрация должна предложить ему другую работу. При отсутствии такой работы или отказе работника от перевода на другую работу, трудовой договор может быть с ним расторгнут по сокращению штатов".

 

Увольнение без согласия профсоюза – причина восстановления на работе

П. 48. "Под явным нарушением закона следует, в частности, понимать увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа, когда такое согласие является обязательным".

 

Ответственность начальника

П. 48. "Вопрос о привлечении должностного лица, по распоряжению которого был незаконно уволен или переведен работник, к участию в качестве третьего лица на стороне ответчика, должен, как правило, решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству, что не исключает возможности решения этого вопроса и в процессе рассмотрения дела в судебном разбирательстве. Если суд придет к выводу, что на должностное лицо, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула, суд должен изложить в решении соответствующие мотивы".

 

 

КУЛЬТУРА

 

В. Маяковский

 

К ОТВЕТУ!

Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна
,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человеческих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там ее
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
Сапог
землю растаптывает, скрипящ и груб?
Кто над небом боев -
свобода?
бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост
ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
За что воюем?

 

 

ОФИЦИОЗ

 

Информационное сообщение

 

22 марта в Москве состоялся расширенный Совет сопредседателей ОРП «Защита Труда». Кроме сопредседателей ОРП Гамова В.Г. (Арзамас-16), Силантьева Н.Н. (Воркута), Шеина О.В. (Астрахань) и секретарей Бабича О.Б. (по орг. работе), Путивцевой Е.Г. (по международным вопросам) в Совете приняли участие: председатель Ревизионной комиссии ОРП Петров В.М., представители региональных организаций Чурсин В.Б. (Белгород), Николаев Н.Н. (Москва), Зубов В.А. (Воркута), Клеман Карин (SUD, Франция). По уважительным причинам отсутствовали сопредседатель ОРП Воробьев В.П. (Кузбасс) и секретарь по международным вопросам Пыжов А.В. (С-Петербург).

Совет констатировал, что за истекший период с даты 4-го съезда ОРП «Защита Труда» (сентябрь 2002 г.) исполкому ОРП удалось наладить регулярное обновление и популяризацию официального Интернет-сайта ОРП. Улучшилось положение по сбору профсоюзных взносов. Выпущены значки ОРП. В самое ближайшее время организации ОРП будут обеспечены флагами профобъединения. С сентября 2002 года Исполком зарегистрировал 7 новых профорганизаций, в т.ч. Магаданское областное объединение «Защита Труда». Совет положительно отметил активное участие организаций ОРП в компании по ЖКХ.

Решением Совета было утверждено Положение о технической и правовой Инспекции ОРП «Защита Труда».

В связи с предстоящими выборами в Государственную Думу Совет посчитал возможным избирательный блок между РПТ и РКРП-РПК и призывает обе партии приложить усилия для практического объединения сил.

Совет принял резолюцию «О ситуации, связанной с агрессией США и Великобритании против Ирака». В резолюции Совет призывает свои организации, а так же иные рабочие и профсоюзные структуры принять активное участие в антивоенных акциях.

 

 

 

Резолюция

О ситуации, связанной с агрессией США и Великобритании против Ирака

 

Совет сопредседателей Объединения рабочих профсоюзов России «Защита Труда» обсудив ситуацию, связанную с агрессией США и Великобритании против Ирака считает необходимым заявить:

1. Крупнейший финансовый, ресурсодобывающий и промышленный капитал, в первую очередь США, уже не первый десяток лет реализует планы установления прямого, ничем и никем не ограничиваемого контроля за источниками получения сверхприбылей в масштабах всего мира.

Для достижения своих целей  они готовы использовать любые средства, среди которых военный террор играет все более значимую роль. Неуклонно растет военная активность основных проводников политики крупного капитала - правительств ведущих мировых держав, межгосударственных террористических военных альянсов.

Ситуация, сложившаяся в настоящий момент, такова, что можно уверенно утверждать, что мир стоит сегодня на пороге установления тотальной террористической диктатуры крупного капитала. Военная агрессия, развязанная США, Великобританией и их ближайшими союзниками против Ирака есть ни что иное, как продолжение политики "политического каннибализма», результатом которого станет уничтожение многих тысяч людей во имя торжества интересов крупнейшего мирового капитала.

Данная политика повсеместно и неизбежно осуществляется за счет и вопреки интересов пролетариев и иных эксплуатируемых классов. Пролетариат работает на войну, но он же более всего страдает от войны, фактически пролетариев вынуждают рыть себе и себе подобным могилы собственными руками. Таким образом, война, которую ведет мировой капитал с целью закрепления своего господства в масштабах всего мира во всех сферах жизни общества, в еще большей степени ухудшает и без того неблагоприятное положение мирового пролетариата и пролетариев разных стран.

2. В связи с этим Совет сопредседателей ОРП «Защита Труда» считает нужным занять активную антивоенную позицию. Для этого необходимо:

- выступить с решительным осуждением политики крупного капитала по развязыванию новой империалистической войны;

- принять участие в антиимпериалистических антивоенных акциях и кампаниях;

- обратиться к другим профсоюзным и рабочим организациям с предложением подключиться к антиимпериалистической антивоенной кампании.

Москва,

22 марта 2003 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О правовой и технической инспекции труда

Межрегионального объединения

рабочих профсоюзов

«Защита Труда»

 

 

  1. Общие положения

1.1     Данное Положение о правовой и технической Инспекции труда (далее – ПОЛОЖЕНИЕ)  Межрегионального объединения рабочих профсоюзов «Защита Труда» (далее – МОРП «Защита Труда») действует на основании Устава МОРП «Защита Труда» и ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации законов об охране труда, конвенций и рекомендаций МОТ, Конституции РФ.

1.2     Положение утверждается  решением Совета сопредседателей МОРП «Защита Труда».

 

  1. Структура Инспекции

2.1     Руководство Инспекцией осуществляется советом сопредседателей МОРП «Защита Труда».

2.2     Руководитель Инспекции назначается решением Совета сопредседателей МОРП «Защита Труда».

2.3     По представлению руководителя Инспекции или члена МОРП «Защита Труда» совет сопредседателей МОРП «Защита Труда» утверждает кандидатуры правовых и технических инспекторов труда МОРП «Защита Труда».

2.4     Все инспектора труда  МОРП «Защита Труда» работают на общественных началах.

2.5     Инспектор труда МОРП «Защита Труда» имеет удостоверение правового и технического инспектора труда МОРП «Защита Труда», утвержденной советом сопредседателей МОРП «Защита Труда» формы.

2.6     Финансирование деятельности Инспекции осуществляется: по федеральным вопросам -  в рамках общей сметы расходов МОРП «Защита Труда»; по региональным и местным вопросам – в рамках смет расходов региональных, местных или первичных организаций МОРП «Защита Труда».

 

  1. Полномочия Инспекции

3.1     Инспектора труда МОРП «Защита Труда» в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюзов, входящих в МОРП «Защита Труда», для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

3.2     Инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право:

·         осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

·         проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

·         принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·         получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

·         защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

·         предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

·         направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

·         осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

·         принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

·         принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

·         принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

·         принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном законодательством РФ;

·         обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

3.3     Инспекция при осуществлении указанных полномочий взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

3.4     Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда МОРП «Защита Труда» имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

  1. Ответственность Инспекции

4.1     Инспекция несет ответственность за деятельность своих инспекторов перед съездом МОРП «Защита Труда», а в период между съездами перед советом сопредседателей МОРП «Защита Труда».

4.2     Жалобы и замечания относительно деятельности инспекторов или Инспекции в целом рассматриваются Руководителем Инспекции или советом сопредседателей МОРП «Защита Труда».

4.3     Ликвидация Инспекции, как структурного подразделения МОРП «Защита Труда» производится в соответствии с Уставом МОРП «Защита Труда».

 

 

Принято Советом сопредседателей

МОРП «Защита Труда»

22 марта 2003 г.

 

 

 

Адреса МОРП «Защита Труда»

СОПРЕДСЕДАТЕЛИ ИСПОЛКОМА:

1. Гамов Виктор Григорьевич – 607200, г. Арзамас-16, ул. Шверника, 15 «б»,               кв. 87     тел: 8-83130-7-52-16  E-mail: equalite@sar.ru

fraterni@rol.ru

2. Шеин Олег Васильевич – 414040, г. Астрахань, ул. Вокзальная, д. 5 «а», кв. 73       тел: 8-8512-257993 E-mail: shein72@mail.ru shein@duma.gov.ru .

3. Воробьев Владимир Прохорович - 652470, Кемеровская обл.,  г. Анжеро-Судженск, пр-д Октябрьский, д. 2, кв. 36.

тел: 8-39453-2-41-76 E-mail: straiker56@mail.ru     risok78@mailru.com

4. Силантьев Николай Николаевич - 169933, Коми, п. Воргашор, ул. Воргашорская, 8-31

тел: 8-82151-229-67

 

СЕКРЕТАРИАТ ИСПОЛКОМА:

Бабич Олег Борисович – 117133, г. Москва, ул. Теплый Стан, д. 25, кор. 5, кв. 92

тел: 8-095-337-15-36 E-mail: smmorpwr@mtu-net.ru

 

 

Хостинг от uCoz