Олег Бабич

К вопросу о коммерческой тайне

 

23 мая текущего года Государственная Дума двумястами семьюдесятью девятью голосами приняла в первом чтении проект Федерального закона «О коммерческой тайне».

До настоящего времени все вопросы, связанные с коммерческой тайной регулировались Гражданским Кодексом РФ и Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 г.) за подписью Бориса Ельцина.

Нужно заметить, что вышеозначенный законопроект был внесен Правительством и разрабатывался явно в недрах РСПП. Направленность закона такова, что предприниматели смогут засекретить от общества практически любую информацию, связанную с коммерческой деятельностью их организаций.

Если на сегодняшний день, в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса к коммерческой тайне можно отнести только ту информацию «когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». Теперь же в соответствии со ст. 4 проекта «К коммерческой тайне может быть отнесена научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял меры. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если она позволяет или может позволить обладателю коммерческой тайны при существующих или возможных обстоятельствах в силу неизвестности ее третьим лицам увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду».  А самое главное все та же статья 4 говорит о том, что «Право на отнесение информации к коммерческой тайне и определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации». Иначе говоря ,не закон, а коммерсант определяет, что может иметь ценность для него, а стало быть может являться коммерческой тайной, а что нет. Такой подход приводит к тому, что многие научные открытия остаются долгое время достоянием небольшой группки людей, а не всего общества. Кстати, против такого положения дел выступают многие известные западные политики. Например, в 1999 году президент США Билл Клинтон открыто выступил с инициативой о запрете отнесения к разряду коммерческой тайны ряда научно-технических разработок, в том числе всех работ по исследованию генома человека. Чему, кстати, сильно сопротивлялись представители бизнеса от науки.

         Статья 5 проекта определяет, какая информация не может составлять коммерческой тайны. В отличие от известного постановления Правительства №35 этот перечень очень сильно купирован. Ниже приведен перечень из постановления, где жирным отмечено то, что предлагается оставить:

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежах;

сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

         Как видно из вышеприведенного списка, оставить предполагается совсем незначительную и не существенную для общества информацию.

Кроме того, все тем же постановлением №35 устанавливались категории лиц и организаций, которым предприниматели обязаны предоставлять означенную информацию. В этом списки кроме государственных органов значатся и трудовые коллективы и представители работников. Теперь же при коллективных переговорах по заключению колдоговора профсоюзы окажутся с ситуации слепых котят, которые вынуждены действовать и вести переговоры о заключении выгодных условий труда для работников не зная реального финансового положения работодателя. Иначе говоря работодатели получат законную возможность «вешать лапшу» работникам, при этом не боясь ни какой юридической ответственности. На каждый запрос профсоюза, будет поступать соответствующий закону ответ – «мы не можем дать вам такой информации потому, что она составляет коммерческую тайну».

         Но самым «веселым» положением нового закона является пункт 3 части 2 ст. 12, которая превращает всех без исключения работников коммерческой организации в настоящих стукачей: «В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан: … незамедлительно сообщать работодателю о ставших известными ему разглашении либо угрозе(!) разглашения информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов, незаконном получении или незаконном использовании третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов». За невыполнение данного требования работнику как минимум грозит увольнение в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 ст. 81 Трудового кодекса, а как максимум ему придется еще «возместить причиненные убытки в полном объеме, если он виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей». Все будут следить за всеми. Завод по производству молока превратится в сверхсекретный военный объект. Стоило бы посоветовать разработчикам в дополнение записать положение об отнесении всех работников предприятий, где есть коммерческая тайна к разряду невыездных, а не то ведь разболтают «проклятым империалистам» «секреты Родины».

         Было бы странным не упомянуть о том, что означенный закон нарушает права граждан, гарантированные Конституцией, а именно ст. 29, которая говорит, что «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Естественно, существует государственная тайна, и Конституция оговаривает, что она определяется отдельным Федеральным законом. Но о коммерческой тайне Конституция умалчивает.

Нарушаются права СМИ, которые не смогут получать достоверную информацию о деятельности коммерческих организаций, хотя закон «О средствах массовой информации», а именно ст. 1 гласит о том, что задачей СМИ является «поиск, получение и распространение массовой информации».

По все видимости закон может быть полностью принят уже в 2003 голу и вступить в силу начиная со следующего года. Последствия принятия его в  таком виде очевидны.         

 

Хостинг от uCoz