Подготовлено Директором
Центра социально-трудовых
прав
Еленой Герасимовой
тел: 095-775-39-30
elenager@trudprava.ru
МЕЖДУНАРОДНОЕ
БЮРО ТРУДА
Административный Совет
Дело № 2199
331-й
Доклад
Жалоба на Правительство
Российской Федерации, представленная Конфедерацией труда России (КТР)
Заявления: Жалобщик заявляет о фактах антипрофсоюзной дискриминации со стороны администрации морского торгового порта Калининграда, включая репрессии в отношении бастующих трудящихся с целью принудить их вступить в другой профсоюз, перевод персонала на другие рабочие места, сокращение рабочего времени, понижение заработной платы, отказ от выполнения судебного решения, обязывающего восстановить на работе трудящихся-членов профсоюза, вторжении в профсоюзные помещения и нарушения профсоюзной собственности.
Рекомендации Комитета
706. В свете предшествующих заключений, Комитет призывает Административный Совет утвердить следующие рекомендации:
d. Комитет обращается к
Правительству с просьбой предпринять необходимые меры, в том числе путем
принятия законодательных поправок, для обеспечения того, чтобы жалобы на
антипрофсоюзную дискриминацию рассматривались в рамках четких и быстрых
национальных процедур. Комитет просит Правительство информировать его по этому
вопросу.
Заключение Комитета:
703. Что касается действий, имеющих характер антипрофсоюзной дискриминации, Комитет напоминает, что наличие законодательных норм, запрещающих данные действия, является недостаточным, если они не сопровождаются : действенными процедурами, обеспечивающими их применение на практике (См. Сборник решений и принципов Комитета по свободе объединения, четвертое издание, 1998 год, параграф 742). Отмечая, что начиная с 2001 года, организация-жалобщик обращалась во многие судебные органы с заявлениями об антипрофсоюзной дискриминации, которые вплоть до мая 2002 года не принимались к рассмотрению по процедурным причинам, Комитет считает, что законодательство в области защиты от действий, носящих характер антипрофсоюзной дискриминации, не является достаточно четким и ясным. В этой связи он обращается к Правительству с просьбой предпринять необходимые меры, в том числе путем принятия соответствующих поправок к законам, для того, чтобы жалобы на действия антипрофсоюзной дискриминации могли бы рассматриваться в рамках национальных процедур, носящих ясный, четкий и быстрый характер. Комитет обращается к Правительству с просьбой информировать его по данному вопросу.
МЕЖДУНАРОДНОЕ
БЮРО ТРУДА
Административный Совет
288-я сессии, Женева, ноябрь 2003 г.
332-й
доклад Комитета по свободе объединения
Дело
№ 2216
Жалоба против Правительства Российской Федерации, представленная Российским профессиональным союзом моряков (РПСМ)
Состав жалобы: принятие законодательства, противоречащего принципам свободы объединения, а именно не признание Трудовым кодексом РФ профсоюзов, созданных по профессиональному признаку и продвижение единой системы профсоюзов, дискриминация профсоюзов, объединяющих меньшинство работников, отказ в праве вести коллективные переговоры на уровне предприятий вышестоящим профсоюзам, а также федерациям и конфедерациям, и нарушение права на забастовку.
РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИТЕТА
914. В свете вышеизложенных заключений, Комитет предлагает Административному Совету одобрить следующие рекомендации:
(a) В отношении вопроса о непризнании Трудовым Кодексом профсоюзов, объединяющих членов одной профессии, и в особенности не признании за ними прав на ведение коллективных переговоров, Комитет убедительно просит Правительство принять все необходимые меры, включая изменение статьи 45 ТК РФ с тем, чтобы обеспечить как юридически, так и практически возможность ведения коллективных переговоров по заключению профессиональных соглашений. Комитет также настоятельно просит Правительство информировать о его о принятых мерах.
(b) Комитет обращается с настоятельной просьбой к Правительству изменить статью 31 Трудового кодекса таким образом, чтобы обеспечить принцип, что только в случае отсутствия в организации профсоюзной организации работники могут избирать иных представителей для представления своих интересов. Комитет также просит Правительство информировать его о принятых мерах.
(c) По вопросу о нарушении прав профсоюзных организаций, не являющихся первичными профсоюзными организациями, а также федераций и конфедераций на заключение коллективных договоров в организациях, Комитет убедительно просит Правительство изменить или дополнить законодательство своей страны таким образом, чтобы вышестоящим профсоюзным организациям, федерациям и конфедерациям профсоюзов был обеспечен доступ к ведению коллективных переговоров, а также им было предоставлено право заключать коллективные договоры. Комитет просит Правительство информировать его о принятых мерах.
(e) Что касается вопроса об ограничении права на забастовку, Комитет убедительно просит Правительство изменить статью 410 Трудового кодекса таким образом, чтобы снизить требование о наличии кворума, необходимого для голосования по вопросу об объявлении забастовки, и информировать Комитет о принятых мерах.
…
С. Заключения Комитета
905. В отношении первого утверждения Комитет принимает к сведению, что, по мнению заявителя, общая концепция социального партнёрства, в том виде как она закреплена в Кодексе, не отражает особенности организаций работников, созданных по принципу принадлежности к профессии, и что Трудовой кодекс в статье 45 ограничивает право на ведение коллективных переговоров, не предоставляя возможности заключать профессиональные соглашения. Правительство не представило своих замечаний по данному вопросу. В связи с этим, Комитет полагает, что организации работников и работодатели, а также организации работодателей, должны быть свободны в определении уровня ведения переговоров, и им должна быть предоставлена возможность заключения профессиональных соглашений. На основании изложенного, Комитет обращается с просьбой к Правительству принять все необходимые меры, включая дополнение статьи 45 ТК РФ таким образом, чтобы обеспечить профсоюзам, объединяющим работников одной профессии и их объединениям возможность ведения коллективных переговоров на своем уровне как юридически, так и фактически. Комитет обращается с просьбой к Правительству информировать его о принятых или предполагаемых к принятию мер по данному вопросу.
909. Комитет далее обращает внимание на статью 31 Кодекса, согласно которой при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю. Комитет принимает к сведению мнение заявителя о том, что указанная статья при предусмотренных ею обстоятельствах оставляет решение вопроса о представительстве интересов работников на усмотрение общего собрания работников и это автоматически ставит решение работника о вступлении в тот или иной профсоюз в зависимость от решения других работников. Представляется, что действительно существует противоречие между статьей 31 и статьей 37 ТК РФ, которая, в свою очередь, устанавливает, что в случае если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, необходимо проведение тайного голосования для определения той первичной профсоюзной организации, которой поручается вести коллективные переговоры. Комитет полагает, что проблема состоит не в том, имеют ли возможность все работники участвовать в выборе представляющего их интересы профсоюза в случае если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет большинство работников, а скорее в том, что статья 31, как представляется, дает работникам возможность избрать иных, не профсоюзных, представителей, даже при возможном наличии на предприятии профсоюза. Комитет напоминает, что Рекомендация МОТ № 91 о коллективных переговорах (1951 год) подчёркивает роль организаций трудящихся как стороны в коллективных переговорах; в ней говорится о представителях нечленов профсоюза только при отсутствии организации на предприятии. В этих условиях прямые переговоры между предприятием и его наемными работниками в обход существующих представительных организаций могут наносить ущерб принципу, гласящему, что переговоры между работодателями и организациями трудящихся должны поощряться и развиваться (См. Сборник, там же, п. 785). Комитет обращается с настоятельной просьбой к Правительству изменить статью 31 ТК РФ таким образом, чтобы гарантировать, что только в отсутствие профсоюзной организации в организации (на рабочем месте) работники могут избирать иных представителей для представления своих интересов. Комитет просит Правительство информировать его о принятых или предполагаемых к принятию мерах по данному вопросу.
910. По вопросу о нарушении прав профсоюзов более высокого уровня, а также федераций и конфедераций на заключение коллективных договоров в организациях, Комитет придерживается точки зрения, выраженной Комитетом экспертов, согласно которой любое ограничение или запрещение в этом отношении задерживает развитие производственных отношений, в особенности, препятствует организациям, не имеющим достаточных средств, в получении помощи от вышестоящих организаций, которые в принципе лучше обеспечены кадрами, денежными средствами, а также имеют соответствующий опыт, что необходимо для обеспечения успеха в коллективных переговорах. [См. Общий обзор по свободе объединения и коллективным переговорам, 1994 г., §783], и полагает, что такие организации (федерации, конфедерации) действительно должны иметь возможность заключать коллективные договоры [См. Сборник, там же, §783). В связи с этим Комитет обращается с настоятельной просьбой к Правительству изменить либо дополнить законодательство своей страны с тем, чтобы вышестоящим профсоюзным организациям, а также федерациям и конфедерациям, был обеспечен доступ к ведению коллективных переговоров, а также им было предоставлено право заключать коллективные договоры в организациях. Комитет просит Правительство информировать его о принятых или предполагаемых к принятию мерах по данному вопросу.
912. По вопросу о кворуме, необходимом для принятия голосованием решения о проведении забастовки, Комитет полагает, что сама по себе обязанность принимать такое решение при наличии определенного кворума может считаться допустимой; соблюдение положения о кворуме в две трети работников может оказаться трудновыполнимым, особенно при наличии большого числа членов профсоюза, работающих на обширных территориях (См. Сборник, там же, п. п. 510 - 511). Комитет обращается с настоятельной просьбой к Правительству внести изменения в законодательство о снижении положения о кворуме, необходимом для принятия решения о забастовке, а также информировать его о принятых или предполагаемых к принятию мерах по данному вопросу.