В нашу
организацию часто обращаются профсоюзные деятели с просьбой прокомментировать,
насколько ныне действующий Трудовой кодекс РФ соответствует нормам
международного права в части прав профсоюзов, порядка ведения коллективных
переговоров, реализации права на забастовку. Точку в спорах о соответствии или
несоответствии нашего трудового законодательства по отдельным вопросам поставил
Комитет по свободе объединения Международной организации труда.
Поводом для изучения Трудового кодекса РФ послужили
две жалобы против Российской Федерации, направленные в Комитет по свободе
объединения Российским профессиональным союзом моряков (РПСМ) и Конфедерацией
труда России (КТР).
По жалобе РПСМ
Комитет по свободе объединения вынес свое решение в ноябре 2003 года. В данной
жалобе РПСМ указывал на то, что Трудовой кодекс РФ не признает профсоюзы,
созданные по профессиональному признаку, допускает дискриминацию профсоюзов,
объединяющих меньшинство работников, отказ в праве вести коллективные
переговоры на уровне предприятий вышестоящим профсоюзам, федерациям и
конфедерациям, а также нарушение права на забастовку. В жалобе КТР, решение по
которой состоялось в марте 2004 года, поднимались вопросы права на свободу
объединения, права на ведение коллективных переговоров и права на забастовку.
Таким образом,
Комитет по свободе объединения фактически рассмотрел две большие проблемы:
организационные основы профсоюзов и, как следствие, ведение коллективных
переговоров профсоюзами, а также проблему права на забастовку.
В данной статье
речь пойдет о первой проблеме. В следующей статье мы поговорим о праве на
забастовку.
В чем
заключается суть претензий РПСМ и КТР в отношении Трудового кодекса РФ к
профсоюзам?
Первое, на что
обращается внимание Комитета, это концепция социального партнерства. По мнению
заявителя (в данном случае РПСМ), концепция социального партнерства, в том
виде, в котором она закреплена в Трудовом кодексе РФ, учитывает интересы только
профсоюзов, построенных по территориально-отраслевому принципу, и не учитывает
права и интересы профсоюзов, организованных по профессиональному признаку. Как следствие такой концепции, в Трудовом
кодексе РФ отсутствует такой вид соглашений, как профессиональное соглашение.
Правительство России не представило своих замечаний по данному поводу.
Комитет счел,
что организации работников и работодателей должны быть свободны в определении
уровня ведения переговоров, и им должна быть предоставлена возможность
заключения профессиональных соглашений. В связи с этим Комитет обратился к
Правительству России с просьбой принять необходимые меры, включая дополнение
статьи 45 ТК РФ таким образом, чтобы обеспечить профсоюзам, объединяющим
работников одной профессии и их объединениям возможность ведения коллективных
переговоров на своем уровне как юридически, так и фактически.
Во-вторых, по
мнению обоих заявителей, Трудовой кодекс РФ допускает дискриминацию профсоюзов
меньшей численности. В подтверждение своей позиции они ссылаются на ст. 37 ТК
РФ, согласно которой если единый представительный
орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных
переговоров, то представительство интересов всех работников организации
осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины
работников. Комитет, учитывая ответ Правительства, пришел к выводу, что
предпочтение, которое Трудовой кодекс РФ отдает «мажоритарным» профсоюзам, не
нарушает принцип свободы объединения. При этом Комитет указывает, что
российский закон допускает возможность направления действующими в организации
профсоюзами своих представителей в состав единого представительного органа в
любое время. Развивая идею о дискриминации миноритарных
профсоюзов, РПСМ также сослался на ст. 372 ТК РФ. Согласно данной норме
работодатель в предусмотренных Кодексом случаях перед принятием решения
направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового
права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий
интересы всех или большинства работников данной организации. Оценивая
указанную статью, Комитет напомнил, что определенные преимущества могут быть
предоставлены профессиональным союзам в зависимости от степени их
представительности, при условии, однако, что выполняется ряд требований, а
также, что такое различие сводится к признанию определенных привилегий и не
приводит к лишению профсоюзов, не признаваемых наиболее представительными,
основных средств защиты профессиональных интересов их членов, средств
организации их управления и деятельности и составления своих программ.
Далее предметом анализа Комитета стали ст. 31 и ст. 37 ТК
РФ, в которых, по мнению обоих заявителей, имеется противоречие. Напомним, что согласно ст. 31 ТК РФ при отсутствии в организации
первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации,
объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции)
работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной
организации либо иному представителю, в то время как в соответствии со
ст. 37 ТК РФ тайное голосование проводится в том случае, если на предприятии
отсутствует первичная организация, объединяющая более половины работников, с
целью поручения ведения коллективных переговоров. Комитет согласился
с позицией заявителей. По мнению Комитета, проблема заключается в том,
что ст. 31 дает возможность избрать иных, не профсоюзных, представителей, даже
при возможном наличии на предприятии профсоюза. При этом Комитет ссылается на
Рекомендацию МОТ № 91 о коллективных переговорах, которая подчеркивает роль
организаций трудящихся как стороны в коллективных переговорах, указывая на непрофсоюзных представителей в переговорах только при
отсутствии организации трудящихся на предприятии. В связи с этим Комитет
обратился к Правительству с настоятельной просьбой изменить ст. 31 ТК РФ таким
образом, чтобы гарантировать, что только в отсутствие профсоюзной организации
работники могут избирать иных представителей для представления своих интересов.
Следующая проблема, которую исследовал Комитет, это формы и
уровень профсоюзных организаций, которые вправе вести переговоры и заключать
коллективные договоры. Во-первых, КТР указывает на формулировку ст. 29(1) ТК
РФ, которая зачастую толкуется таким образом, что вынуждает профсоюзы вступать в члены
общероссийских профсоюзов. При этом КТР заявляет, что некоторые работодатели и
чиновники считают, что если профсоюз является автономным и не входит в состав
общероссийского профсоюза, он не может представлять интересы трудящихся. С
данной позицией Комитет не согласился, указав, что такое толкование ст. 29(1)
ТК РФ не следует из ее содержания.
Во-вторых, КТР заявляет, что право принимать участие в
социально-производственных отношениях, включая право принимать участие в
коллективных переговорах и урегулировании коллективных трудовых споров,
предоставляется лишь первичным организациям профсоюзов (ст.ст. 29, 31 и 37 ТК
РФ). В этой связи Комитет напомнил, что трудящиеся должны обладать свободой в
принятии решения о создании на уровне предприятия либо профсоюза, либо другой
формы первичной организации, как, например, цеховой профсоюзной организации. Различие между первичной профсоюзной организацией и любой другой
формой профсоюза, предоставляя особые преимущества одной форме в ущерб другой
форме или лишая преимуществ одну форму в целях предоставления этих преимуществ
другой форме организации, не должно иметь косвенным следствием ограничение
свободы объединения трудящихся и их права вступать в члены организации по
своему выбору. В этой связи Комитет просит Правительство уточнить, имеют
ли право «непервичные» профсоюзные организации
участвовать в коллективных переговорах.
В-третьих, РПСМ заявляет, что Трудовой кодекс нарушает
права профсоюзов более высокого уровня, а также федераций и конфедераций
профсоюзов на заключение коллективного договоров в организациях. Комитет
указал, что любое ограничение или запрещение в этом отношении задерживает
развитие производственных отношений. Такое ограничение препятствует
организациям, не имеющих достаточных средств в получении
помощи от вышестоящих организаций, которые в принципе лучше обеспечены кадрами,
денежными средствами, а также имеют соответствующий опыт, что необходимо для
обеспечения успеха в коллективных переговорах. В этой связи Комитет полагает,
что федерации и конфедерации действительно должны иметь возможность заключать
коллективные договоры, и просит Правительство изменить законодательство таким
образом, чтобы обеспечить им доступ к ведению коллективных переговоров.
Таковы основные рекомендации Комитета по свободе
объединения МОТ относительно Трудового кодекса РФ и его регламентации прав
профсоюзов. Как видно, Комитет во многом отмечает противоречие российского
законодательства международным стандартам и просит Россию внести
соответствующие изменения.
Приняла ли Россия эти рекомендации к сведению?
Как показывают последние изменения законодательства, в том
числе по профсоюзам, Россия не руководствуется рекомендациями МОТ, а, напротив,
ужесточает законодательство, ухудшая положение профсоюзов. Так, с 1 января 2005
года отменено освобождение профсоюзов от уплаты государственной пошлины за регистрацию в качестве юридического лица и
регистрацию изменений в уставные документы. В настоящее время на рассмотрении
Государственной Думы РФ находится законопроект о внесении изменений в ст. 8 ФЗ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности», который усложняет процедуру
регистрации и отменяет уведомительную регистрацию профсоюзов. В этой связи
призываем профсоюзы до 21 февраля 2005 года направлять
свои замечания и предложения по законопроекту.
Что же касается рекомендаций МОТ, то, как представляется,
это является мощным средством воздействия на нашего законодателя с целью
приведения Трудового кодекса РФ в соответствие с международными стандартами.
Сейчас профсоюзам необходимо лоббировать свои интересы, поскольку МОТ предоставила
все аргументы в пользу либерализации законодательства о профсоюзах.
Как указывалось выше, Комитет по свободе объединения
рассмотрел также проблему права на забастовку в российском законодательстве. О
том, к каким выводам пришел Комитет, мы поговорим в одном из следующих
номеров.
© А.Капорин, юрист Санкт-Петербургской общественной
организации «Общество содействия социальной защите граждан «Петербургская