Правительство в лице министра труда, наконец,
разрядилось “Концепцией реформирования системы оплаты труда
работников бюджетной сферы”.
Реформирование системы, конечно, нужно. Ни один
нормальный человек не согласится с той обрезанной сеткой, которую власти ввели
год назад, сделав невыгодным и бессмысленным всякое повышение квалификации.
Но реформирование в нашей стране все последние 15
лет идет только в одном направлении: распада, развала и бесконечного обнищания
трудящихся, включая и без того всегда небогатое учительство, медработников и
особенно бедных работников культуры.
Что же до инициатив А.Починка, то создается
впечатление, что различные ведомства в Правительстве начали участие в каком-то
капиталистическом соревновании по отмене уцелевших социальных гарантий. Еще
недавно призовое место в этом состязании явно доставалось Госстрою,
предпринявшему попытку ликвидировать льготы ветеранам, но Александр Петрович
явно решил всерьез побороться за лавры.
Что же предлагается?
В скрытой форме проводится идея сокращения
штатов. Смотрите: “для пересмотра и совершенствования норм и нормативов по
труду необходимо провести инвентаризацию действующих материалов и разработать
новую полноценную нормативную базу с целью определения трудозатрат и
оптимизации численности работников организаций бюджетной сферы”. Оптимизация, в
переводе с бюрократического языка на общечеловеческий, в девяносто пяти случаях
из ста означает ни что иное как увольнение “лишнего”
персонала.
Часть работников предполагается перевести на
срочные контракты.
Это еще не все: “потребуется утверждение нового
порядка тарификации и аттестации по всем категориям персонала”, включая
разработку “квалификационных характеристик и квалификационных требований к
должностям работников”.
При этом уровни заработной платы руководителей
“по индивидуальным условиям предусматриваются в пределах фонда заработной платы
без ограничения максимальными размерами”.
Теперь самое интересное: “предусматривается
расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов),
стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов”.
Иначе говоря, размер зарплаты (тарифной ставки) в
школах, поликлиниках и библиотеках будет устанавливаться регионами и
муниципалитетами.
Ничего не требуется даже
и комментировать, достаточно привести цитату: “Правительством Российской
Федерации… устанавливаются отраслевые системы оплаты труда работников
организаций бюджетной сферы, финансирование которых производится из
федерального бюджета. Отраслевые системы оплаты труда, установленные на
федеральном уровне, могут быть рекомендованы для применения субъектам
Российской Федерации и органам местного самоуправления”.
Могут быть рекомендованы…
Единственная гарантия, которую берет на себя
Правительство – выплату бюджетникам 450 рублей минимальной зарплаты: “в
качестве федеральной гарантии в оплате труда работников организаций бюджетной
сферы сохраняется минимальный размер оплаты труда”.
При этом, правда,
указывается, что новые тарифные ставки и должностные оклады, вводимые теперь на
местном уровне, не могут быть ниже действующих, но совершенно понятно, что это
– пока. Пройдет год-другой, инфляция съест реальные деньги, а вот задача
повышения заработной платы перед правительством исчезнет. И если сельсовет, на
территории которого работает нефтяная вышка, окажется в состоянии поднять
заработок, то в соседнем районе это будет просто невозможно.
Все это предлагается сделать с 1 января 2004
года. Есть, правда, некоторое препятствие. Нужно отменить федеральные законы
“Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” и “О
тарифной ставке (окладе) первого разряда”, а также внести изменения в Трудовой
кодекс. Так что без голосования в Думе не обойтись.
Практика показала, что уже за год до выборов
учительство, медицинские работники и работники культуры смогли объяснить
депутатам, что их решения может повлечь за собой некоторые последствия для них
же. В результате попытка правительства с 1 октября 2003 года отменить 25%-ную
надбавку за работу в сельской местности была похоронена, причем в похоронах участвовали
даже правые и “Единство”.
Предстоит отразить гораздо более серьезную атаку
– попытку правительства вообще отказаться от всякой ответственности за размер
заработной платы и полностью переложить ее на обобранные до нитки регионы. Опыт
есть, дело – за солидарностью и коллективными действиями.
О.ШЕИН