ЗА ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ ТРУДА

Доклад депутата Государственной Думы, сопредседателя Объединения рабочих профсоюзов «Защита труда», председателя Российской партии Труда Олега Васильевича Шеина

Принятие нового Трудового кодекса резко усилило роль и значение коллективных договоров. Особенность рабочих профсоюзов заключается в том, что в них очень часто состоит менее половины персонала. Если раньше администрация была обязана вести с ними переговоры и мы могли настаивать на заключении отдельного коллективного договора, то сегодня эти возможности законодательством ликвидированы.

«Зачистка» Трудового кодекса — это еще не «зачистка» всего трудового законодательства. В частности, надо отдавать себе отчет, что в следующем году будет предпринят шаг к изменению Закона о профессиональных союзах, что нас как участников рабочего движения непосредственно касается. Поэтому есть смысл обдумать, что же нам с учетом этого надо постараться включить в коллективные договоры, чтобы нейтрализовать намечаемое ухудшение положения работников.

Что касается профсоюзного законодательства, то могут быть выдвинуты более жесткие требования к учреждению и регистрации профсоюзов. Не исключено, что будут ужесточены требования к получению статуса отраслевого и общероссийского профсоюза. Нам нужно будет разрабатывать альтернативный проект закона о профсоюзах и смотреть взаимодействие между «Защитой», СОЦПРОФ, докерами, авиадиспетчерами, летчиками, железнодорожниками и т.п.

Надо учесть, что грядет изменение в организации заработной платы. В бюджетной сфере правительство будет гарантировать только минимум в 600 рублей, а все сверх того будут утверждать регионы, а может быть и муниципалитеты. В производственной сфере предполагается ввести почасовую систему оплаты труда, но при этом ввести рабочую неделю не в размере 40 часов, а в размере, который может быть меньше. Работодатель тогда будет вправе платить человеку за 2-х, 3-х, 5-часовую рабочую неделю. Так, например, докеров из Антверпена, из Гамбурга, нанимают на 10-15 часов в неделю. За час труда платят хорошо, но загрузки работой не гарантируют. Нет уверенности в рабочем дне и, следовательно, в заработной плате.

Сегодня в коллективных договорах, как правило, говорится об учете мнения представительного органа работников. Это неправильно. Надо говорить об учете мнения соответствующего профсоюза. У нас такой опыт есть в Астрахани — в Астраханском трамвайно-троллейбусном управлении. При этом в колдоговор записан не просто учет мнения, а согласование с соответствующим профсоюзом.

В колдоговоре надо решить проблему премирования. На сегодняшний день в нашей стране примерно половина заработной платы выдается в форме премий, прочих стимулирующих выплат. В новом Трудовом кодексе есть одна хорошая статья, что само по себе большая редкость, согласно которой премии и прочие стимулирующие выплаты являются частью заработной платы. И уже есть у нас опыт судебных процессов, кстати, в том же трамвайно-троллейбусном управлении, где мы доказывали, что нельзя всем премию выдать, а отдельному работнику не выдать. Раз премия — часть заработной платы, она всем должна выдаваться. А в колдоговоре, чтобы избегать произвола со стороны администрации, надо конкретно расшифровать, какие категории работников, состоящих в профсоюзе, за какие нарушения и на какую долю могут быть лишены своих премиальных выплат — скажем, не более, чем на 10%.

Очень себя оправдала запись относительно установления доли тарифа в заработной плате. Скажем, профсоюз лифтового хозяйства г. Астрахани добился внесения такой записи в коллективный договор и администрация вынуждена не просто повышать зарплату, а повышать тариф, чем гарантируется стабильность заработка. Кроме того, мы внесли в колдоговор и запись о том, какую долю зарплата должна составлять в себестоимости, так что заложили еще одну гарантию от произвольного ее сокращения и в определенной мере ввели в коллективный договор механизм индексирования, причем тарифной части зарплаты.

Оправдала себя и запись о том, чтобы не снижать заработки. Она легко проходит, и потом ее можно широко использовать, когда работодатель пытается снизить тариф, премии или расценки.

Я думаю, что нам есть смысл по колдоговорам использовать и регулярно обновлять наш профсоюзный сайт «Защиты» в Интернете. И всех, у кого есть документы, наработки по колдоговорам, я бы просил направлять их на этот сайт для обмена опытом.

По перспективам реформы ЖКХ. Тот проект реформы ЖКХ, который в прошлом году был внесен в Думу правительством, свидетельствует о том, что предлагаемая им реформа сводится всего к двум позициям: отмена льгот и выселение неплательщиков. Все остальное — пустые слова. Тогда по поручению Федерального совета Российской партии Труда был внесен за моей подписью альтернативный проект. К нему на протяжении лета присоединились еще порядка 10 депутатов из разных фракций, в том числе «Регионов России», КПРФ, аграриев, «Народный депутат» и внефракционные.

Удалось добиться переноса голосования с июня на осень. Выигранное время мы использовали для мобилизации ветеранских организаций и мобилизации сторонников нашего законопроекта в регионах. В средствах массовой информации наш проект замалчивали, пробиться в них было невозможно. Прорывом информационной блокады стала возможность выступить в программе Познера. До этого почти никто в стране о намерениях правительства ликвидировать льготы ветеранам труда по ЖКХ практически не знал.

Шаг за шагом удавалось расширять поддержку нашего, альтернативного правительственному, законопроекта, направленного на сохранение имеющихся льгот и улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства. Было проведено пикетирование депутатских офисов, выпущено полмиллиона листовок и летом 2002 года они распространялись, проведены походы по партийным штабам фракций в регионах, отбивались телеграммы депутатам Государственной Думы.

Результат: практически без помощи федеральных российских партий удалось 4 раза переносить голосование в Думе правительственного проекта, то есть правительство не набирало нужного числа голосов, отправлен в отставку автор-разработчик правительственного варианта реформы председатель Госстроя РФ А.Шамузафаров, правительство вынуждено было официально отозвать свой проект и внесло новый, в котором уже были сняты некоторые вызывавшие протест положения.

В первом чтении этот новый законопроект реформы ЖКХ правительству удалось протащить. За наш альтернативный проект голосовало 99 депутатов из разных фракций, от КПРФ даже до «Единства». Наш проект сохраняет льготы, вводит финансовую прозрачность сферы ЖКХ, предполагает установку счетчиков, чтобы население не платило за те услуги, которые не получило, право отказаться от услуг неработающей ЖЭК.

Ко второму чтению правительство решило некоторые из своих «потерь» восстановить и написало поправки к своему же проекту, попытавшись отменить льготы сельским бюджетникам, ввести норму выселения неплательщиков, ввести норму по оплате за найм жилья. Прорабатывалась поправка об обязательном страховании жилья. Эти поправки натолкнулись на резкое сопротивление населения и представляющих его интересы депутатов.

В итоге правительственную поправку об отмене льгот удалось ликвидировать. Поправку об обязательном страховании жилья они сами сняли. Поправка о плате за найм у них прошла. Поправка о выселении вошла, но в усеченном виде: выселять можно только если человек не платит за найм, а выселить за то, что человек не сумел заплатить за воду, за свет и т.п. — нельзя. Так что до известной степени негативные стороны правительственного проекта нами были нейтрализованыны.

По ранее действовавшему закону переход на стопроцентную оплату услуг ЖКХ должен был состояться в 2008 году. На самом деле мы фактически уже платим 200–300%, а переход на 100% означает просто, что государство ничего платить не будет. По новой редакции 2008 год исключен, так что намечаемое событие может произойти сразу после выборов президента.

Выводы такие. Работу ЖКХ, конечно, надо менять, так как сегодня на трассах теряется значительная часть оплачиваемых ресурсов. По воде, по теплу счетчики показывают, что оплачиваемое потребление завышено в 2 раза. Финансовую прозрачность ЖКХ нужно обеспечить, и такая моя поправка прошла — теперь мэрия территории должна давать полный расклад затрат по ЖКХ. Закупка материалов и оборудования должна осуществляться через конкурсы, чтобы цены искусственно не завышались. Прошло предложение по независимой экспертизе тарифов, в которой участвуют и потребители.

В следующем году правительство, вероятно, предпримет новые попытки отменить льготы, повысить плату за найм и ставку налога на имущество, который платят владельцы приватизированных квартир. Чубайс с близкими ему компаниями ищет подходы к тому, чтобы приватизировать и поставить под свой контроль ЖКХ. Так что потребуется еще большая активность населения, профсоюзов, партий, чтобы отбить эти атаки на наш жизненный уровень.

Если народ достаточной активности не проявит, то нам вслед за веерным отключением электроэнергии придется, пожалуй, столкнуться с веерным отключением канализации. Так что надо бороться и закреплять те победы, которые в борьбе уже есть.

 

Хостинг от uCoz