Реформа железнодорожного
транспорта России
Первые итоги
Завершился первый этап реформирования МПС России. Уже год как создано (путем приватизации имущества, по постановлению правительства России) и работает открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Каковы результаты?
В капле воды отражается мир. Рассмотрим несколько «капель». На примере различных структурных подразделений Октябрьской железной дороги посмотрим, к каким результатам привел первый этап реформ. Кому выгодна приватизация?
Ликвидированы или сокращаются многие подсобные службы. В первый год своего существования ОАО «РЖД», как и МПС России в последние годы, активно избавляется от социального сектора (больниц, школ, детских садов…). Сокращаются службы по ремонту инструмента и железнодорожной техники. Если раньше в каждой дистанции были свои мастерские по ремонту (имеющийся гидравлический и элктроинструмент оперативно ремонтировался), то сейчас его надо отправлять на завод или в центральные мастерские, где часть его списывается, а оставшаяся часть ремонтируется не качественно. Новый инструмент, поступающий в подразделения, не восполняет пришедший в негодность. Сокращаются службы по уборке территории, вокзалов, электропоездов. Что, перестали убирать вокзалы, служебные помещения, платформы? Нет. Рабочих принимают по договорам оказания услуг (гражданско-правовым), хотя работа имеет постоянный характер, но оплата по больничным листам, предоставление и оплата отпусков им не производится, нет отчислений и в пенсионный фонд. Для производства таких работ нанимаются сторонние организации, различные ООО. Средств, для производства таких работ тратиться больше, а работникам ОАО «РЖД» достается меньше – в руководстве таких ООО сидят родственники, знакомые и т.д. руководителей дороги и его структурных подразделений.
Сокращают билетных кассиров, а разъездным билетным кассирам время нахождения на конечной станции, между прибытием и отправлением поезда, теперь не оплачивают, так как считают, что кассиры находятся там по собственному желанию в своё свободное время.
До сих пор не известны результаты аттестации рабочих мест для большинства профессий. В службе СЦБ для механиков и монтеров предусмотрены круглосуточные дежурства, которые не входят в норму часов и оплачиваются из расчёта - 25% от тарифа за дежурство дома на телефоне и 75% за дежурство на рабочем месте. Из-за катастрофической нехватки кадров на линии техпроцесс никогда не выполняется. Вредность для монтеров и механиков сигнализации, централизации и блокировки не предусмотрена, хотя вредных факторов не меньше чем у путейцев или работников контактной сети.
В службе ЭЧ (контактные сети) ввели нововведение: активная работа - основное время, оплата по положению, пассивная работа (еще 16 часов), оплачивается из расчёта 75% от тарифа и в норму часов входит не полностью. Из-за нехватки кадров люди работают сутки через двое. Графики таких работ никто естественно не согласовывает. Оплату сверхурочных работ никому конечно не производят.
Да и в службе движения ситуация не лучше. Дежурные по станциям зачастую работают по 3 человека вместо четырех. А сверхурочные не оплачиваются и отгулы не дают – некому работать. Дежурных по парку сокращают, и там где можно, и там где нельзя, а дежурные по станции вертятся как белки в колесе. Зато, в случае сбоя, всегда есть стрелочник, которого можно наказать.
Происходят липовые сокращения служащих. В ТЧ-15, например, под видом сокращения служащих, дежурным по домам отдыха для машинистов предложили перевестись мойщицами-уборщицами подвижного состава, хотя обязанности остались прежними и дома отдыха стоят на прежних местах. Тех же, кто не согласился – сократили. Теперь одной из обязанностей дежурной по дому отдыха, читай - мойщицы-уборщицы, стало сжигание мусора и навоза в специальных топках. Вот они обрадовались.
В службе пути и того хлеще. Укомплектованность околотков монтерами пути на многих участках от 30 до 50 %. Средств малой механизации почти не осталось, а те, что остались, часто выходят из строя. Это значит, неизбежны постоянные нарушения охраны труда, технологии производства работ, что приводит к авариям и повышению производственного травматизма. Еженедельно поступают телеграммы о смертельных случаях на сети дорог. С начала года уже более 100 работников погибли или получили увечья. И это притом, что многие случаи просто скрывают. По указанию начальника Октябрьской железной дороги в большом количестве сокращаются охраняемые переезды. Это теперь называют заботой о безопасности движения. В дистанциях пути сократили наладчиков и слесарей, работников стройцеха. Теперь ремонтные работы заказывают в сторонних организациях и платят за них втридорога. А гидравлический, электроисполнительный и электрический инструмент отправляют в ремонт на завод в Новгород. Там его списывают и присылают акт о списании, или после ремонта отправляют на другую дорогу. Нового инструмента не поступает. Говорят – дорого. Вот и подбивают монтеры пути шпалы ломиками, как в начале 20 века. При зарплате в 4-6 тысяч рублей. Поэтому идет естественный отток. А мелкие начальнички, всякие птичкины и зверьковы постоянно нарушают законы, в том числе Трудовой Кодекс РФ, помня о судебной волоките и своей безнаказанности. Про более крупных начальников и говорить нечего – там и масштабы не те, что на местах, гребут лопатой.
Фонд оплаты труда в большинстве подразделений ежемесячно сокращается и это несмотря на рост цен и положения коллективных договоров об индексации заработной платы в связи с инфляцией. Прибыль ОАО «РЖД» за первое полугодие в 2.5 раза больше прибыли МПС В 2003 году. Оклады руководителей увеличились в 3-5 раз. Заработная плата рабочих сократилась на 1,5 –2 тысячи по сравнению с сентябрем 2003 года. Количество фирм – прилипал, разных ООО, ТОО, и т.д. и т.п. растет с каждым днем. Надо «осваивать» средства. Сдавать в аренду вокзалы и другие помещения. Размещать рекламу. А бесплатный проезд для работников дороги, имеющих иждивенцев, с 01 апреля 2004 года отменили. После заключения нового тарифного соглашения и коллективного договора между ОАО «РЖД» и кармано-голубым «профсоюзом» льгот у работников значительно поубавиться, а заработная плата останется все такой же мизерной, хотя объемы работ на человека возрастут.
Заработную плату работникам повысить нельзя - перерасход фонда. Достроить депо для стоянки и ремонта железнодорожных строительных машин – денег нет. А вот сауну с бассейном, комнату отдыха, при ней, с бильярдом и мягкими диванами, кабинет с личной комнатой отдыха и персональным туалетом – тут деньги находятся. Так и жируют командиры всех рангов, славя приватизацию. А откуда берутся лимиты фонда заработной платы. С потолка. Так как они никак не связаны с прибылью предприятия и с себестоимостью продукции и оказанных услуг. Но добиваться увеличения фонда заработной платы можно только сообща. При увеличении фонда зарплаты уменьшится прибыль. При увеличении отчислений на социальные нужды работников, на охрану труда, на безопасность движения, проведение аттестации рабочих мест, жилищное строительство, обеспечение льгот по коллективному договору прибыль станет гораздо меньше. А в капиталистическом обществе даже у ОАО со 100% государственным капиталом главная цель – это прибыль, но уж никак не благосостояние наемных работников. За свою достойную жизнь надо бороться, и бороться вместе. А единственная возможность объединиться для достижения своих целей – это профсоюз, без представителей работодателя и администрации, входящий в объединение таких же профсоюзов на уровне России. Грамотные действия в интересах большинства и каждого конкретного работника. Солидарные действия в поддержку других и совместная борьба за достижение своих целей. Каждый работник должен понять, что профсоюз – это выгодно для него в каждом конкретном случае и для решения общих долгосрочных задач. Никакими судами и инспекциями сегодняшнее положение не исправить. Пока работники не объединяться в реальные профсоюзы и не начнут вместе отстаивать свои права, положение на железных дорогах будет только ухудшаться. Первый этап прошел. Начавшийся второй этап «реформ ж/д» принесёт «цветочки», а «волчьи ягоды» будем собирать на третьем этапе приватизации. Те, кто доживет.
А.Аргунов
Секретарь ОРП «
председатель МПС «Железнодорожник»