14 февраля рабочие российского завода Ford во Всеволожске начнут полную
бессрочную забастовку
14 февраля рабочие российского
завода Ford во Всеволожске
(Ленинградская область) начнут полную бессрочную забастовку. Об этом 2 февраля заявил руководитель
профсоюза предприятия Алексей
Ранее рабочие использовали более мягкие методы борьбы с администрацией, проводя
так называемые «итальянские забастовки» — работа строго по графику, с
соблюдением всех инструкций, без переработок. Производительность при этом
снижается почти на треть. В этот раз, заверил профком, забастовка будет
«полноценной», «иначе бы мы не заявляли об этом так громко», сообщил
Как рассказал Алексей
Что касается зарплаты, то, по словам
«В собрании коллектива участвовало 1300 человек. Все проголосовали за
забастовку, за исключением шести воздержавшихся. Забастовка – это добровольный временный отказ от работы. Это наше
конституционное право», — отметил
Уже в 2004 году среди рабочих-фордовцев начались брожения.
Люди сетовали на низкую зарплату, короткий отпуск, несоответствие
производственного процесса технике безопасности. Показательно, что практически
никто из рабочих, собирающих здесь Ford Focus, сам купить его не может - не по карману.
Три года спустя после открытия предприятия на нем появился профсоюзный комитет,
начавший планомерную борьбу за права рабочих. Численность профсоюза увеличилась
тогда буквально за месяц в 10 раз! - до 110 тысяч человек. Председателем был
избран молодой энергичный Алексей
А летом 2005 года на заводе начались первые серьезные волнения. Рабочие
требовали повышения зарплаты и равную оплату специалистам одного разряда за
труд равной ценности. После проведенной той осенью так
называемой итальянской забастовки (выполнялась только та работа, которая
положена по службе, только в установленное законом время и при условии полного
соблюдения условий труда), руководство согласилось сесть с рабочими за стол
переговоров. К началу 2006 года была решена одна из острейших проблем - равная
оплата труда. Позже профсоюз добился и повышения зарплаты на 14-17 процентов.
Пока компания планирует увеличивать годовой объем выпуска автомобилей с 66 до
73 тысяч машин, рабочие добиваются для себя более выгодных условий труда,
которые были бы прописаны в коллективном договоре. Как заявляют в профсоюзе,
компания, чьи автомобили являются самыми продаваемыми в России, не
предоставляет работникам ежегодные отпуска, не проводит аттестацию рабочих
мест, на заводе отсутствует нормирование труда и приходится трудиться по
выходным. В отличие от рабочих, менеджерам зарплату повышают дважды в год, что
в профсоюзе называют «дискриминацией». К новой забастовке рабочие решили
прибегнуть после того, как не смогли достичь договоренностей с работодателем
относительно коллективного договора на текущий год. Предложенный профсоюзом
вариант, в котором прописаны социальные гарантии и улучшение условий труда, не
устраивает работодателя. Кроме того, профсоюз требует повышения зарплаты. На
прошлой неделе администрация отказалась создать примирительную комиссию для
урегулирования спора, и тогда рабочие заявили, что им остается только
бастовать.
Пока руководство «Форд мотор компани» думает, что ему
делать. Как сообщила пресс-секретарь компании Екатерина Кулиненко,
руководство компании получило уведомление о готовящемся «мероприятии» намного
позже, чем оно было распространено в СМИ, и в данный момент занимается
изучением представленного документа.
Новый коллективный трудовой договор с сотрудниками всеволожского
завода действительно пока не подписан, отмечают «Известия». Профсоюз продолжает
договариваться об условиях работы с администрацией завода. Рабочие требуют,
чтобы в договоре были прописаны, в частности, уровень зарплаты работников,
система мер по охране труда и социальные гарантии.
«Профсоюз зарегистрировал в службе по урегулированию трудовых споров
коллективный спор и в настоящий момент готовится к созданию согласительной
комиссии», – ранее говорил Алексей
Председатель Союза машиностроителей Ленинградской области Виктор Калинин
отмечает, что трудовое законодательство «по многим вопросам организации труда
отсылает именно к коллективному договору, который является нормой для крупных
предприятий».
Российский завод «Ford» является единственным
европейским заводом «Ford», на котором производится
автомобиль «Ford Focus» во
всех четырех модификациях кузова: седан, пятидверный хэтчбэк, универсал и купе. Завод в 2006 году увеличил объем
производства машин на 89% по сравнению с 2005 годом.
"Мы
смогли победить свой страх"
среда,
07 февраля 2007
Интервью
с председателем профсоюза завода Форд Алексеем
На заводе «Форда» во Всеволожске вновь назревает забастовка. Удивительное дело,
в Питере и Ленобласти столько «убитых» предприятий, на которых рабочим
задерживают зарплату, а регулярно бастует и отстаивает свои права один только
коллектив вроде бы благополучного «Форда». Что так может не устраивать
тружеников филиала известной американской компании, большинству читателей
понять сложно.
Мы связались с лидером профсоюза «Форда» Алексеем
«Народ требует забастовки»
— Алексей, какова на сегодня ситуация на заводе?
— Народ требует забастовки (смеется). На самом деле мы планируем забастовку не ради забастовки. Сейчас мы не ставим задачу повысить зарплату. Основные требования — охрана труда, социальные льготы. У нас единственный завод «Форда» в мире, где нет коллективного договора. После того как работники его написали, 140 пунктов сразу же ушло в протокол разногласий. И только на 20 из них администрация сделала какие-то предложения.
— Что подразумевается под социальными льготами?
— Многое: начиная от
ответственности работодателя за повышение уровня здоровья работника, выделения
средств на спортивные мероприятия до компенсации санаторно-курортного лечения.
Многие фирмы сегодня арендуют для сотрудников бассейны, лыжные базы отдыха,
чтобы люди там могли хотя бы немножко отвлечься от работы и поправить здоровье.
У нас этого нет. Так же как нет никакой заботы ни о детях сотрудников, ни о них
самих.
— А что, фордовской зарплаты на санаторий не хватает?
— Генеральный директор официально заявляет, что заработная
плата на заводе колеблется от 13 до 19 тысяч рублей в месяц. Но для того, чтобы
получать максимальную сумму, надо суперменом быть. Соответственно, если нет
переработок и от 13 тысяч отнять налоги, получится около 11 тысяч рублей.
В США и Канаде люди получают 200 долларов в день (4400 долларов в месяц), в
Бразилии — начиная от 20 тысяч наших рублей до 40 тысяч в месяц. Мы не
стремимся закрепить себе зарплату, как в Америке. Просто считаем неправильным,
когда рабочему платят по минимуму, чтобы он с голоду не умер.
У нас 2 тысячи человек делают почти 100 тысяч машин в год. Получается
производительность выше в 5 раз, чем на «АвтоВАЗе».
Руководство открыто заявляет, что его задача — сделать производство еще
эффективнее. Но в их понимании это означает максимальную эксплуатацию.
«По менталитету мы бразильцы»
— Как вы вообще к капитализму относитесь?
— Капитализм бывает разный. Бывает социально ответственный,
как, например, в Швеции. А бывает дикий, как в Китае.
Должно быть так: если уж вы нас эксплуатируете, то платите так, чтобы мы могли
на полученные деньги не только поесть, но и сходить в музей.
У нас законы плохо защищают рабочих… Вот новый
Трудовой кодекс: заболел — все, тебя можно выкидывать на улицу. Работодатели же
используют только те статьи Кодекса, которые интересны им.
— Возможно, проблема профсоюзного движения в России кроется в нашем
менталитете…
— Да, менталитет ужасный. За последние годы нас приучили, что каждый сам за
себя. Сложно это переламывать. Из-за этого и профсоюзное движение находится в
таком удручающем состоянии. С другой стороны, менталитет у нас такой же, как у
бразильцев: там люди любят попить, поесть и поменьше работать. Но даже они
понимают, что только объединившись смогут чего-то
достичь. Наши это понимают с трудом. Хотя вот у нас —
на отдельно взятом заводе — менталитет постепенно меняется.
Вот возьмут и уволят
— Почему профсоюз «Форда» вышел из официального профсоюза
машиностроителей?
— Ничего личного. Просто на тот момент нас не устраивали их методы работы. Они
все делают медленно. И к тому же мешали нам работать. Система, в том числе и с
помощью официальных профсоюзов, прикрывает себя.
— Увольнения не боитесь?
— Мы — профактив — как те херувимы безгрешные. На работу всегда приезжаем
вовремя. Никто не пьяный. Уволят с нарушением Трудового кодекса — будем
судиться. Такой опыт у нас есть.
А боюсь ли я? Конечно, боюсь. Все боятся. Но одни боятся и ничего не делают, а
мы перебарываем в себе этот страх.
— Что уже сделано профсоюзом «Форда» для улучшения жизни рабочих на
одном, отдельно взятом заводе?
— Устранили дискриминацию по оплате труда в прошлом году (зарплата
выросла на 14–18 процентов), отбили график, который ударял по всем рабочим (тогда
пытались ввести плавающие выходные). Четверо уволенных
восстановлены. Не допустили увольнения еще троих.
— Расскажите о руководстве завода.
— Высший менеджмент — все иностранцы. Причем со всего света: англичане, немцы,
австралийцы. Но все идеи проталкивают русские, которые за свою дикую зарплату
готовы на все. Однако сейчас ситуация кардинально поменялась. Они увидели, что
надо считаться с мнением людей. Когда 200 человек поворачиваются к директору
завода спиной и уходят, начальник цеха стоит и трясется, не зная, что будет с
ним самим. А люди поступают так, как поступают с ними. Все-таки солидарность —
не пустой звук.
Беседовал Андрей Петров