РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских
слушаний в Государственной Думе
на тему:
«Направления совершенствования законодательства о
профессиональных союзах с учётом истории и опыта их деятельности»
Москва 15 ноября 2005 года
Участники парламентских слушаний Государственной Думы
на тему: «Направления совершенствования законодательства о профессиональных
союзах с учётом истории и опыта их деятельности» отмечают следующее.
В течение вековой истории профсоюзы накопили уникальный
опыт работы в структуре российского общества, являясь выразителями и
защитниками социально-трудовых и экономических прав и интересов наиболее
массовой части общества - наёмных работников.
Современные профсоюзы России главными целями
социально- экономической политики в Российской Федерации считают создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение
социальной справедливости, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей
доступности социальных услуг. Профессиональные союзы активно работают над решением
этих и других задач, связанных с обеспечением социальных гарантий и необходимого
уровня жизни населения на основе развития экономики страны.
Сегодня профсоюзы России — это один из наиболее развитых институтов
гражданского общества. При этом миссия профсоюзов не ограничивается
защитой интересов работников и воздействием на трудовые отношения Они
аккумулируют и отражают общественные настроения, выявляют реакцию
общества на проводимую государством социально-экономическую политику, помогают
своевременно корректировать её.
Профсоюзы страны постоянно
взаимодействуют с Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления; представляя и защищая права и интересы членов профсоюзов,
расширяют практику своего участия в рассмотрении проектов законов, иных
нормативных правовых актов, внесения в них предложений, касающихся социально-
трудовой сферы.
За последние 15 лет в основном
сформировано законодательство о профессиональных союзах, которое включает более
300 нормативных правовых актов. Вместе с тем практика деятельности профессиональных
союзов в условиях новой системы законодательства о профсоюзах выявила и ряд
противоречий в отдельных законодательных актах, и недостаточность механизмов
реализации предусмотренных в них полномочий профсоюзов. В этой связи назрела
необходимость совершенствования законодательства о профессиональных союзах в
направлении его системности, в области укрепления правопорядка в сфере социально-трудовых
отношений, а также обеспечения гарантий их деятельности.
Принимая во внимание историческую роль и значение
профессиональных союзов в защите трудовых прав и социально- экономических
интересов работников, в развитии социального партнёрства, демократических форм
участия граждан в управлении экономическими и политическими
процессами в Российской Федерации участники парламентских слушаний
считают необходимым принять следующие рекомендации.
Федеральному Собранию Российской Федерации
Продолжить работу по совершенствованию законодательства,
обеспечивающего правовую основу деятельности общественных объединений и
наиболее массовых организаций — профессиональных союзов с целью выявления и
устранения в нём противоречий и неточностей.
Ускорить работу над принятыми в первом чтении проектами федеральных
законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения
(страхования) в Российской Федерации, «О Фонде социального страхования в
Российской Федерации».
Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации
ответственность работодателей и их представителей, нарушающих права
профессиональных союзов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и действующем
законодательстве, выражающуюся в воспрепятствовании законной деятельности
профсоюзов и их органов.
Правительству Российской Федерации
Повысить правовой статус Российской
трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе
как субъекта правотворческого процесса по социально-трудовым и экономическим
вопросам, статус Генерального соглашения между общероссийскими объединениями
профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации, как механизм реализации социального
партнерства в сфере труда, предусмотрев адекватные санкции за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств Соглашения. Разработать действенный
механизм распространения соглашений на работодателей и работников.
Ускорить подготовку к ратификации
Европейской социальной хартии, Конвенции МОТ № 151 «О защите права на
организацию и процедурах определения условий занятости на государственной
службе», Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», Конвенции
МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенции МОТ № 144
«О трёхсторонней консультациях, касающихся международных норм труда», других конвенций
МОТ по социально-экономическим вопросам.
Способствовать усилению государственного надзора и контроля за соблюдением прав наёмных работников, обеспечению
необходимых условий для действенного участия правовой и технической инспекции труда
профсоюзов.
Рассмотреть возможность внесения в
законодательство Российской Федерации положений, закрепляющих обязательство
работодателей отчислять часть средств по нормативу от числа всех работающих на
предприятии на нужды профсоюзных организаций, связанные с разработкой
коллективных договоров, соглашений с федеральными, региональными органами
власти и органами местного самоуправления, а также для оплаты услуг экспертов и
консультантов, на организацию обучения работников и должностных лиц по вопросам
права, социально-трудовым и экономическим проблемам и
информационную деятельность, а также внесения изменений в законодательство в
части учета прав профсоюзов в области имущественных правоотношений, вопросов вещных
прав, включая право хозяйственного ведения, право собственности на имущество (в
том числе недвижимое), необходимое для осуществления уставной деятельности
профсоюзов, переданное органами государственной власти и (или) органами
местного самоуправления профсоюзам в период с 1917 по 1990 годы во
владение, пользование, хозяйственное распоряжение и (или) бессрочное безвозмездное
пользование.
Ускорить разработку и принятие рамочного федерального
закона «О государственных внебюджетных фондах Российской Федерации» и
федеральных законов: «О государственных социальных стандартах», «Об
обязательном медицинском страховании», в котором определить нормативы
обеспечения по социальному страхованию на уровне не ниже международных норм и
стандартов.
Профессиональным союзам Российской Федерации
Образовать постоянно действующую рабочую группу для мониторинга,
комплексного анализа проблем правоприменительной практики законодательства Российской
Федерации о профессиональных союзах, подготовки законодательных предложений,
определяющих деятельность профессиональных союзов.
Усилить работу в субъектах Российской Федерации по
внесению изменений в региональное законодательство, в котором установить
гарантии деятельности профессиональных союзов и их членов на предприятиях и
учреждениях.
Активно взаимодействовать с исполнительными и законодательными
органами государственной власти с целью создания необходимых условий для более
полной реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации и
возможности профсоюзов в полной мере реализовать полномочия, предоставленные им
законодательством.
Способствовать формированию условий для заключения
трехсторонних соглашений между органами исполнительной власти,
предпринимателями и профсоюзами.
Повысить ответственность профсоюзов за проведения
переговорного процесса с органами государственной власти до начала организации
акций протеста.